МенюСкрыть
Вопрос-ответ

Здесь вы можете задать любой вопрос касающийся правовых аспектов в международных перевозках.

Мы постараемся ответить на него как можно скорее и подробнее.

Вопрос: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ?
[ ]

Ответ: Приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения обязанностей, а также выполнения требований НПА, регламентирующих профессиональную деятельность.

Вопрос: КАК ЧАСТО НАДО ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ?
[ ]

Ответ: Периодичность обучения 1 раз в 5 лет установлена:

К лицам, ответственным за организацию и выполнение автомобильных перевозок, водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки грузов - Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 971 «Об установлении требований к лицам, ответственным за организацию и выполнение автомобильных перевозок…».

К водителям, выполняющим автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси - Постановлением Совета Министров РБ от 30 июня 2008 г. N 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

К водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов - Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением МЧС от 17 мая 2021 г. N35.

Вопрос: КАК БЫСТРО Я ПОЛУЧУ КАРТОЧКУ ВОДИТЕЛЯ - МЕЖДУНАРОДНИКА?
[ ]

Ответ: Обучение длится 5 дней (36 часов), возможно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с программой, итоговый экзамен проводится на пятый день в классах Центра подготовки кадров и его филиалов.

Квалификационная карточка водителя — свидетельство, подтверждающее профессиональную компетентность водителя в международных автомобильных перевозках грузов, выдается по результатам успешной сдачи в тот же день.

Вопрос: ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ Я НЕ СДАМ ЭКЗАМЕН С ПЕРВОГО РАЗА?
[ ]

Ответ: 99% наших слушателе сдает с первого раза и ничего страшного не произойдет если у Вас не получиться, Вы сможете это сделать повторно.

Вопрос: КАКОЙ СРОК ДЕЙСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАРТОЧКИ ВОДИТЕЛЯ?
[ ]

Ответ: 5 лет

Вопрос: КАК Я МОГУ ОПЛАТИТЬ ЗА ОБУЧЕНИЕ?
[ ]

Ответ: Вы можете оплатить за обучение любым удобным для вас способом –через систему ЕРИП или в любом отделении банке. Подробнее об оплате – на странице Оплата обучения.

Главная страница >> О нас >> Оплата обучения

Вопрос: КОГДА НАДО ПЛАТИТЬ ЗА ОБУЧЕНИЕ?
[ ]

Ответ: Оплата за обучение осуществляется в срок до дня окончания обучения.
Для подтверждения оплаты необходимо предъявить оригинал (копию) документа, подтверждающего оплату.

Без документа, подтверждающего оплату – документы об обучении (об образовании), в том числе квалификационная карточка водителя и свидетельство о профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, не выдаются.

Вопрос: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ?
[ ]

Ответ: Обучение водителей – международников:
- документ удостоверяющий личность (паспорт, ID –карта, вид на жительство);
- водительское удостоверение;
- фотография водителя (цветное изображение без очков на белом фоне).

Обучение по программам перевозки опасных грузов:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID –карта, вид на жительство);
- водительское удостоверение;
- фотография 3 на 4 (цветное изображение на белом фоне).

Вопрос: КАК ЧАСТО ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ?
[ ]

Ответ: Обучение водителей – международников и водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, проводим каждую неделю, по остальным программ – по мере формирования групп.

Вопрос: КАКОЕ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК В ГРУППАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ?
[ ]

Ответ: Наполняемость групп лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок и экспедитор транспортный, регламентируется лицензией на образовательную деятельность и составляет 10 человек.

Вопрос: ГДЕ ЕЩЕ Я МОГУ ПРОЙТИ ОБУЧЕНИЕ?
[ ]

Ответ: Обучение проводится в Минске, Гродно, Лиде, Гомеле, Жлобине, Мозыре, Калинковичах, а также в других городах по заявке заказчика (при группе не менее 7 человек).

Вопрос: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ Я ПОЛУЧУ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ?
[ ]

Ответ: В соответствии с программой обучения:
документы об обучении (образовании) государственного образца:

- сертификат об обучении (обучающие курсы);

- свидетельство о повышении квалификации (для руководящих работников и специалистов);

- свидетельство о профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика (для лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок);

- квалификационную карточку водителя, подтверждающую профессиональную компетентность водителя в международных автомобильных перевозках.

Вопрос: ВХОДИТ ЛИ В СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ В ГОСПРОМНАДЗОРЕ?
[ ]

Ответ: Нет. Оплату за сдачу экзамена и выдачу свидетельства о подготовке работника, занятого перевозкой опасных грузов, слушатель производит самостоятельно на расчетный счет Госпромнадзора (наш сотрудник расскажет, как это можно сделать).

Мы подготавливаем пакет документов (протокол, фотография и т.д.) и организовываем проверку знаний в составе учебной группы.

Вопрос: ЭКСПЕДИТОР ТРАНСПОРТНЫЙ И ЭКСПЕДИТОР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ – ЭТО ОДНО И ТОЖЕ?
[ ]

Ответ: Это две разные профессии, которые имеют свои особенности.

Экспедитор транспортный- занимается выбором оптимального маршрута, подбором подходящего транспорта, заключением договоров с перевозчиками и оформлением необходимой документации, занимается более общими задачами, связанными с перевозкой грузов. Это специалист с высшим или средним специальным образованием. В нашем Центре вы можете пройти повышение квалификации по программе «Транспортно-экспедиционная деятельность (экспедитор транспортный)» с выдачей свидетельства о повышении квалификации государственного образца.

Экспедитор по перевозке грузов – решает организационные вопросы в ходе перевозки грузов, контролирует все этапы доставки – от погрузки до выгрузки. Это более узкоспециализированный специалист, который занимается непосредственно сопровождением грузов и контролем всех этапов доставки. Квалификационные требования: общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе. Мы проводим обучение по программам подготовки / переподготовки по специальности «Экспедитор по перевозке грузов» с выдачей свидетельства о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) государственного образца.

Станкевич Дмитрий Станиславович
Вопрос: Кто должен на предприятии производить контроль состояния водителей, должен ли быть медработник в штате предприятия, какая документация (журнал контроля) должны быть на предприятии при осуществлении контроля водителей? Как часто должен осуществляться контроль, или только по подозрению?
[ ]

Ответ: Ответ подготовлен на основании Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин утв. пост. Минтранса Респ. Беларусь, Минсельхозпрода Респ. Беларусь от 9 июля 2013 г. N 25/28 (далее – Инструкция 25/28)

Кто должен на предприятии производить контроль состояния водителей?

Приборный контроль опьянения проводится работником, назначенным руководителем вне зависимости от его квалификации с использованием приборов (п.2 Инструкции 25/28)

должен ли быть медработник в штате предприятия

Для проведения приборного контроля опьянения не обязательно наличие в штате работника с медицинским образованием. (ч. 3 ст. 34 Закона о дорожном движении, п.2 Инструкции 25/28)

какая документация (журнал контроля) должны быть на предприятии при осуществлении контроля водителей

Перечень документации и формы журналов утверждены Инструкцией N 25/28. (Приложение 1,2)

Как часто должен осуществляться контроль, или только по подозрению?

Приборный контроль проводится (п. 3 Инструкции N 25/28):
- перед началом рабочей смены (рабочего дня) водителей или перед началом осуществления перевозки грузов или пассажиров (в случае выполнения данной перевозки в течение нескольких дней);
- по решению руководителя - также во время и после окончания рабочей смены (рабочего дня) водителей.

Приборный контроль опьянения на предмет нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения с применением приборов проводится в обязательном порядке.

Критерии отнесения к состоянию алкогольного опьянения и состояния наркотического или токсического опьянения изложены в «Положении о порядке проведения освидетельствования», утв. Пост. СовеМина РБ от 14.04.2011 N 497

Климчук Инна
Вопрос: Какие категории «дозволов» бывают и от чего они зависят? В каких случаях необходим «дозвол» для иностранного перевозчика, осуществляющего международную перевозку грузов в/из 3-х стран, следующего транзитом через РБ в РФ, максимальной массой до 3,5 т?
[ ]

Ответ: Разрешения (дозволы) подразделятся на

транзитные - предоставляют право на проезд транспортных средств международной перевозки транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, которое не является ни страной разгрузки, ни страной погрузки.

двусторонние - право на перевозку грузов между пунктом, расположенным на территории Республики Беларусь, и пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в разрешении.

разрешения в/из третьих стран - право на перевозку грузов из пункта, расположенного на территории государства, указанного в разрешении, в третье государство либо из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, указанного в разрешении.

многосторонние ЕКМТ – многостороннее разрешение, действительное в течение периода времени (указанного в нем), для перевозок грузов между странами-участницами ЕКМТ и транзитом через территорию одной или нескольких стран-участниц ЕКМТ транспортными средствами, зарегистрированными в стране-участнице ЕКМТ.

Чтобы определить, какое необходимо разрешение для иностранного перевозчика, осуществляющего международную перевозку грузов в/из третьих стран, следующего транзитом через РБ в РФ, максимальной массой до 3,5 т, необходимо знать, резидентом какой страны является перевозчик.

Саввин Виталий Викторович
Вопрос: Какие документы необходимы на груз, машину и водителя при осуществлении перевозки груза, произведенного в Беларуси, в Россию на а/м Газель с прицепом разрешенной массы 750 кг?
[ ]

Ответ: Ответ подготовлен на основании:

- Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках от 14.08.2007 №278-з (далее – Закон)

- Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила)

1. Документы водителя:
- общегражданский паспорт (с действительным сроком виз);
- водительское удостоверение на право управления транспортным средством (ТС) соответствующей категории;
- командировочное удостоверение;
- задание водителю автомобиля на загрузку;
- карточка водителя;
- свидетельство о подготовке водителя

2. Документы на автотранспортное средство.
- свидетельство о регистрации автотранспортного средства (документ, удостоверяющий право собственности на данное ТС, а также подтверждающий государственную регистрацию и учет ТС) (абз. 3 ч. 2 п. 15 Правил);
- сертификат, о прохождение гостехосмотра ТС (абз. 4 ч. 2 п. 15 Правил);
- разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении;
- страховой полис гражданской ответственности владельца ТС (за ущерб, который может быть причинен третьим лицам) (абз. 5 ч. 2 п. 15 Правил);
- копия страхового полиса CMR-страхования (добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика);
- заявка на выполнение автомобильной перевозки грузов;
- свидетельство о соответствии ТС, предназначенного для перевозки скоропортящихся продуктов (абз. 7 ч. 3 п. 15 Правил);
- термограммы (листки контроля температурного режима) при перевозке скоропортящихся продуктов, требующих поддержания температурного режима (абз. 8 ч. 3 п. 15 Правил);
- разрешение органов связи на использование средств радиотелефонной связи (при их наличии на автотранспортном средстве);
- сертификат соответствия техническим условиям, касающимся вредных выбросов и шума, а также требованиям по безопасности моторных ТС (грузовых ТС и тягачей);
- сертификат соответствия требованиям по безопасности прицепов и полуприцепов;
- сертификат пригодности к эксплуатации моторных ТС, прицепов и полуприцепов;
- разрешение органов государственного управления – при перевозке специфических грузов (согласно перечню ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь товаров);
- свидетельство о допущении ТС к перевозке определенных опасных грузов в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (заключено в г. Женеве 30.09.1957).

3. Документы на груз.
- международная товарно-транспортная CMR-накладная (абз. 4 ч. 1 ст. 40 Закона);
- счет-фактура – документ, в котором содержатся сведения о товаре и его стоимости;
- отгрузочная спецификация (в котором отражены характеристики товара (вес, наименование, количество груза, маркировка);
- сертификат качества (соответствия) – документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям стандартов, нормативных документов для промышленных товаров, а также удостоверяющий ее качество и безопасность (ч. 1 ст. 41 Закона);
- ветеринарный (фитосанитарный, карантинный) сертификат – при перевозке отдельных категорий товаров (ч. 1 ст. 41 Закона);
- сертификат происхождения – в установленных законодательством случаях (ч. 1 ст. 41 Закона).

Мацур Галина Михайловна
Вопрос: Частное транспортное унитарное предприятие (перевозчик РБ, на УСН без НДС) заключает договор с заказчиком (РФ) на перевозку грузов автомобильным транспортом. Для оказания услуг, заправку транспортного средства желает осуществлять заказчик. Возможно ли такое условие договора, если «да», то как документально оформлять передачу топлива?
[ ]

Ответ: Ответ подготовлен на основании:

Гражданского кодекса Республики Беларусь (ст.738, глава 40);
Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ);
Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»;
Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совета Министров от 30 июня 2008 г. № 970;
Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. пост. Минтранса РБ от 31.12.2008 г. № 141 (далее – Инструкция №141);

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.

НПА, регулирующими перевозку грузов автомобильным транспортом, не установлен запрет на включение в договор перевозки грузов автомобильным транспортом условия о том, что заказчик оплачивает ГСМ, необходимые для оказания услуг по договору перевозки.

В договоре можно предусмотреть несколько вариантов передачи топлива заказчиком автомобильному перевозчику:

1. Топливо передается в счет оплаты оказанных перевозчиком услуг. Списание израсходованного топлива будет осуществляться перевозчиком исходя из норм, определенных Инструкцией № 141. Отчет о движении горюче-смазочных материалов вместе с документами по приходу и расходу в сроки, представляется в бухгалтерию организации и служит основанием для отражения и учете движения горюче-смазочных материалов.

2. Услуга, выполняемая с использованием ГСМ заказчика. В этом случае перевозчик обязан:
- использовать представленный материал экономно и расчетливо;
- после окончания работы представить заказчику отчет об израсходованном материале. В этом случае, договор перевозки приобретает в себе элементы договора подряда, предусмотренные ст. 667 ГК РБ.

Обращаем внимание, что реализация нефтепродуктов является лицензируемым видом деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 г. № 450.

Марков Руслан Игоревич
Вопрос: Нужно ли разрешение на международную перевозку из третьих стран в Беларусь российским перевозчиком на не лицензируемое авто общей массой до 3,5 т?
[ ]

Ответ: Перевозка грузов из третьих стран, не являющихся членами ЕАЭС, в Республику Беларусь перевозчиками (резидентами Российской Федерации) малотоннажными видами транспорта (общей массой до 3,5 т) осуществляется на безразрешительной основе. Республика Беларусь сохраняет для российских перевозчиков безразрешительный порядок выполнения всех видов перевозок (двусторонних, транзитных, в/из третьих стран).

Анищенков Иван Николаевич
Вопрос: Могу ли я, будучи ИП, нанять на работу водителя-международника категории «СЕ» без опыта работы? Какие документы нужны для его трудоустройства?
[ ]

Ответ: Ответ подготовлен на основании:

Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 «Об утверждении правил автомобильной перевозки грузов» (далее Правила).

Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).

Требования к водителям при выполнении международных автомобильных перевозок грузов (п.337 Правил):

транспортные средства категорий «В» и «С», разрешенный максимальный вес которых не превышает 7500 кг;

не моложе 18 лет, общий стаж работы в качестве водителя транспортных средств категории «В» и «С» не менее двух лет и имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке;

составах транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ»

не моложе 21 года, общий стаж работы в качестве водителя составов транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ» не менее двух лет, имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке.

В соответствии с п. 4.5 Декрета могут допускаться к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водители, получивших право управления механическими транспортными средствами или составами транспортных средств соответствующей категории, независимо от стажа работы в качестве водителя транспортных средств или составов транспортных средств соответствующей категории.

Таким образом, если лицо достигло 21-летнего возраста и имеет водительское удостоверение категории «СЕ», оно может быть допущено к выполнению международных автомобильных перевозок грузов. Водитель должен пройти обучение по соответствующей программе профессиональной подготовки.

Для трудоустройства лица в качестве водителя-международника необходимы:
- трудовая книжка;
- паспорт;
- водительское удостоверение;
- свидетельство об окончании обучения по международным автомобильным перевозкам грузов;
- свидетельство о подготовке водителя (для перевозки опасных грузов ДОПОГ);
- карточка водителя (если транспортное средство будет выполнять перевозки с тахографом);
- медицинская справка о состоянии здоровья.

Виктория Макаревич
Вопрос: Вопрос: Между организацией «А» (экспедитор) и организацией «Б» (перевозчик 1) заключен договор перевозки грузов в международном сообщении. В рамках данного договора была организована перевозка по маршруту Жлобин (Беларусь) – Германия, но половину этой перевозки осуществила организация «В» (перевозчик 2), с которой у организации «А» не заключен договор перевозки грузов. В CMR-накладной видно, что груз из Жлобина на половине пути вез перевозчик «В», а затем довозил до места назначения перевозчик «Б». В договоре перевозки грузов между «А» и «Б» прописано, что перевозчик для исполнения договора не может привлекать третьих лиц. Какой выход может быть из данной ситуации? Как организации «А» оплачивать такую перевозку организации «Б»? Какие последствия такой перевозки могут быть у организации «А»? В акте выполненных работ прописана организация «Б», организация «А» может подписывать такой акт?
[ ]

Ответ: Ответ подготовлен на основании:

Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г., с учетом Протокола, принятого в г. Женеве 5 июля 1978 г.
Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) (гл. 40, ст.290, 294).

Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон).

Правилам автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее – Правила).

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу ст. 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 294 ГК исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК и иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

Согласно ст. 14 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. В силу пунктов 1 и 2 ст. 364 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 14 ГК. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 1 ст. 17 КДПГ перевозчик (транспортер) несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.

В соответствии со ст. 14 Конвенции КДПГ, если по какой-либо причине выполнение договора на установленных накладной условиях является или становится невозможным до прибытия груза к предусмотренному для его сдачи месту, транспортер обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно ст. 12.

При этом если обстоятельства позволяют выполнить перевозку в условиях, иных чем предусмотрено в накладной, и если транспортер не смог своевременно получить инструкций от лица, имеющего право распоряжения грузом согласно ст. 12, транспортер должен принять меры, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах наилучшего выполнения перевозки.

Также следует отметить, что в силу п. 3 ст. 372 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Учитывая вышеизложенное полагаем, что в рассматриваемом случае перевозчику необходимо будет представить сведения, что принятые им меры по перевозке груза последующим перевозчиком были обусловлены в интересах заказчика для наилучшего выполнения перевозки.

Также полагаем, что при отсутствии претензии со стороны получателя к грузу, обязательства перевозчика могут считаться выполнены. Следовательно, в данном случае оплата должна быть произведена перевозчику Б в размере, определенном условиями договора.

Более подробная информация на консультацию может быть дана при детальном изучении договора перевозки, и предоставлении более подробной информации по данному вопросу.

Петр Сергеев
Вопрос: Вопрос: В соответствии с п. 4.5 Декрета № 7 от 23.11.2017 г. «О развитии предпринимательства» при осуществлении транспортной деятельности перевозчики могут выполнять автомобильные перевозки без оформления путевого листа. Данное положение вступает в силу с 26 февраля 2018 г. Какие документы транспортное предприятие должно использовать для учета израсходованного топлива при выполнении международных автомобильных перевозок, необходимого для отражения прибыли при налогообложении?
[ ]

Ответ: Ответ подготовлен на основании:

Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. пост. Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 г. № 141 (далее – Инструкция №141).

Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 г. № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запросов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов».

Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 г. № 360 «Об установлении перечня первичных учетных документов) (далее Перечень №360).

Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». (далее – Закон №57-З).

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. N 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет №7)

Стоимость топлива, израсходованного автомобилем при его эксплуатации, списывается на затраты (расходы) организации на основании первичного учетного документа (абз. 15 ст. 1, п. 1 ст. 10 Закона N 57-З).

Установленной законодательством и обязательной для применения формы (форм) такого документа нет. Поэтому организация разрабатывает форму первичных учетных документов (далее – ПУД) на списание израсходованного автомобилем топлива и включает ее в свою учетную политику (абз. 4 ч. 1 п. 4 ст. 9, п. 4 и 5 ст. 10 Закона N 57-З, Перечень N 360).

В документе, на основании которого в учете отражается списание топлива, должны быть все обязательные для ПУД реквизиты. В частности, содержание и основание совершения хозоперации, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях (абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона N 57-З).

Порядок документального подтверждения работы автомобиля, в том числе для целей составления ПУД на списание топлива (в частности, корректного отражения в нем направлений использования топлива), организация определяет самостоятельно. В настоящее время такой транспортный документ, как путевой лист, не применяется (абз. 2 подп. 4.5 п. 4 Декрета N 7).

Например, для документального подтверждения работы автомобиля можно использовать документ с названием "путевой лист". Но применяемый документ может иметь и иное наименование. Обычно такой документ не содержит стоимостных показателей расхода топлива, движение топлива в нем отражается в количественном измерении. В подобной ситуации он не является ПУД и обязанности закреплять форму данного документа в учетной политике у организации нет (п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).