• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Контейнер на гребне волны

07.09.2017

Международную торговлю сегодня сложно представить без морских контейнерных грузоперевозок. Но более 60 лет назад судовладельцы достаточно прохладно встретили новую идею…

«Человек века»

Изобретателем контейнера и родоначальником это вида перевозок общепризнанно считается американец Малкольм Маклин (Malcolm McLean). Он разработал контейнер в его современном виде, судно для доставки, специализированную автомобильную площадку, фактически полностью внедрив схему контейнерных грузоперевозок.

Судовладельцы поначалу достаточно прохладно встретили эти разработки. Поэтому для реализации своих идей Малкольм Маклин приобрел судоходную компанию, купил два нефтеналивных танкера, которые были переоборудованы для перевозки контейнеров на палубе и в трюмах. А 26 апреля 1956 г. первое судно с 58 контейнерами на борту отправилось из Ньюарка в Хьюстон, где контейнеры были перегружены на автомобильные площадки и тщательно проинспектированы весьма высокопоставленной комиссией из чиновников и представителей делового мира, которые смогли убедиться, что грузы находятся в целости и сохранности.

Разумеется, в дальнейшем предстояло преодолеть еще немало трудностей, в частности, убедить портовые власти переоборудовать ряд терминалов под контейнерные площадки. Что касается привлечения клиентов, то здесь все прошло как нельзя лучше: контейнерные перевозки обходились на четверть дешевле, экономили массу времени за счет высокой скорости проведения погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивали сохранность груза.

Компания Малкольма Маклина SeaLand заключила договоры с портами Японии, Тайваня, Филиппин, Сингапура, Гонконга, которые грузили пустые контейнеры коммерческими товарами. Это положило начало пяти регулярным контейнерным линиям. В итоге за 15 лет своего существования SeaLand превратилась в ведущую транспортно-судоходную компанию мира, располагавшую 27 тыс. контейнерами, 36 контейнеровозами и представительствами более чем в 30 ведущих портах мира.

Постепенно оборот морских контейнерных перевозок увеличивался, сформировалась традиционная схема смешанных перевозок: подача контейнера и его загрузка, транспортировка до порта, размещение на судне, выгрузка в порту назначения, доставка до клиента, возврат пустого контейнера.

Таким образом, Малкольм Маклин стал «отцом контейнеризации», произвел революцию в морской индустрии и развитии мировой торговли XXв. Международный Морской Зал славы присвоил ему титул «Человек века».

Контейнеровозы пошли в рост

На сегодняшний день контейнерные перевозки являются одним из самых важных способов транспортировки грузов. По данным аналитического бюро Alphaliner на июль текущего года насчитывалось более 5,9 тыс. действующих на торговых линиях судов общим объемом более 20,9 млн TEU.

При бурном росте товарооборота между странами и континентами судостроители пребывают в постоянном поиске путей ускорения темпов обработки и перевозки грузов контейнерами. Если в 1980-1990 гг. вместимость контейнеровозов ограничивалась 4-5 тыс. TEU, то в 1990-2000 гг. выросла до 6-9 тыс. TEU, а в 2013-2014 гг. стали выпускаться суда класса Triple E вместимостью 18 тыс. TEU. В тройке самых больших контейнеровозов OOCL Hong Kong (21413 TEU), Madrid Maersk (20568 TEU), MOL Triumph (20170 TEU).

В ближайшее десятилетие вместимость может достигнуть 28 тыс. TEU. Суда таких размеров будут иметь ширину около 70 м и осадку до 21 м. Их использование в трансконтинентальных перевозках повлечет и развитие соответствующей портовой инфраструктуры, поскольку не все терминалы готовы принимать контейнеровозы такого класса.

Крупнейшие контейнеровозы

Название судна

Общая длина, м

Ширина, м

TEU

Владелец

OOCL Hong Kong

399,87

58,8

21413

OOCL

Madrid Maersk

399

58,6

20568

Maersk Line

Munich Maersk

399

58,6

20568

Maersk Line

MOL Triumph

400,0

58,8

20170

MOL

MOL Trust

400,0

58,8

20170

MOL

MSC Tina

398,43

59,08

19224

MSC

MSC Rifaya

399,994

58,839

19224

MSC

MSC Leanne

399,994

58,839

19224

MSC

MSC Jade

398,45

59,07

19224

MSC

MSC Ditte

398,43

59,08

19224

MSC

MSC Reef

398,43

59,08

19224

MSC

MSC Mirja

398,43

59,08

19224

MSC

MSC Erica

398,43

59,08

19224

MSC

MSC Diana

399,994

58,839

19224

MSC

MSC Ingy

399,994

58,839

19224

MSC

Среди основных тенденций в глобальных контейнерных перевозках эксперты определяют повсеместную интеграцию интермодальности в транспортные схемы и маршруты, освоение новых путей судоходства, объединение крупнейших судоходных контейнерных компаний в альянсы с целью рационального использования потенциала грузовой базы на основных маршрутах.

Контейнерные перевозки морем имеют низкие издержки на одну единицу при транспортировке на дальние расстояния (расход топлива, отсутствие капитальной транспортной инфраструктуры в процессе движения по маршруту, неограниченная пропускная способность инфраструктуры соответствующих портов), обеспечивают высокую степень сохранности грузов и т.д. Тем не менее, есть и недостатки: зависимость от климатических условий и времени года; низкая скорость движения по сравнению с другими видами транспорта; существенный уровень капитальных затрат при строительстве судов-контейнеровозов и портовых терминалов.

Морские линии

В организации морской перевозки контейнера принимает участие более 30 сторон, между которыми в процессе доставки осуществляется порядка 200 взаимодействий – телефонные звонки, электронная переписка и др. К основным участникам рынка можно отнести морские линии и их представительства, порты, продавцов и грузоотправителей, покупателей и грузополучателей, экспедиторов и агентов.

Морская линия – это компания, имеющая в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, которые выполняют доставку по заранее составленным графикам и маршрутам. Морские линии часто также называют контейнерными линиями, морскими контейнерными линиями, судоходными компаниями, судоходными контейнерными компаниями, что, собственно, одно и то же.

Крупнейшие морские контейнерные линии (по состоянию на июль 2017 г.)

  Место

Наименование (головной офис)

Всего

TEU

Судов

1

A.P. Moller-Maersk Group (Maersk/Дания)

3 417 484

637

2

Mediterranean Shipping Company (MSC/Швейцария)

3 073 439

509

3

CMA CGM Group (CMA CGM/Франция)

2 232 844

458

4

COSCO Shipping Lines (COSCO/Китай)

1 738 308

313

5

Hapag-LloydAG(Hapag-Lloyd/Германия)

1 519 435

219

6

Evergreen Marine Corporation (Evergreen/Тайвань)

1 037 470

195

7

Orient Overseas Container Line (OOCL/Китай)

669 350

103

8

Yang Ming Marine Transport Corporation (Yang Ming/Тайвань)

582 691

95

9

NYK Line (NYK Line/Япония)

563 260

97

10

Hamburg Süd Group (Hamburg Süd/Германия)

557 784

103

11

Mitsui O.S.K. Lines (MOL/Венгрия)

536 347

82

12

Pacific International Lines (PIL, Сингапур)

367 237

139

13

K Line (K Line/Япония)

353 566

61

14

Zim Integrated Shipping Services Ltd (Zim/Израиль)

345 228

75

15

Hyundai Merchant Marine (Hyundai M.M./Южная Корея)

344 408

59

Лидирующее место в списке крупнейших операторов, предоставляющих услуги контейнерных перевозок, занимает Maersk Group с долей рынка более 16%. К концу текущего года ожидается закрытие сделки по поглощению этой компанией контейнерного оператора Hamburg Süd, что позволит Maersk Line увеличить общую вместимость флота до 4 млн TEU, нарастить присутствие на рынке до 20%, а объединенная «флотилия» составит более 740 судов.

В тройку крупнейших представителей морских контейнерных перевозок входят MSC, 510 судов которой обслуживают более 200 портов на всех континентах мира, а также французская судоходная компания CMA CGM, обслуживающая 450 судами более 80 направлений перевозок между портами различных стран и континентов.

В топ-15 крупнейших морских контейнерных линий более половины составляют азиатские судоходные компании.

На рынке глобальных контейнерных перевозок в 2014-2016 гг. прошел ряд слияний и поглощений, последняя волна которых предполагается в 2017-2018 гг. Так, с 1 апреля 2018 г. ожидается запуск объединенной компании от слияния японских контейнерных перевозчиков NYK, MOL и K Line. Она может стать шестой крупнейшей контейнерной линией в мире с 240 судами вместимостью более 1,4 млн TEU. COSCO Shipping Lines планирует приобрести китайскую судоходную компанию OOCL. В этом случае ее парк составит более 400 судов пропускной способностью 2,9 млн TEU.

Как бы ни развивалась ситуация, лидирующее место на рынке сохранится за датской компанией Maersk, на втором месте останется швейцарская MSC.

Из действующих в Республике Беларусь представительств морских линий выделим «Медитэрениан шипинг кампани» (MSC), «Дамко Бел» (Maersk Line), «Контейнер Менеджмент Эдженси БЕЛ» (CMA CGM).

Объединение в альянсы

В настоящее время монополии на перевозку контейнеров не существует, однако крупные морские линии объединяются в альянсы. Это своего рода код-шеринг – совместное использование контейнеровозов, что позволяет каждому из участников альянса предлагать больше судозаходов, чем они могли бы сделать самостоятельно. Целью такой кооперации является улучшение и оптимизация предоставляемых компаниями сервисов и повышение качества услуг для клиентов. Создание альянсов требует серьезной технической проработки и разрешений от регуляторов каждой из стран, задействованных в перевозке. На сегодняшний день в морских перевозках действуют три альянса – 2М Alliance, The Alliance, Ocean Alliance.

2М Alliance образован двумя крупнейшими судоходными линиями – MSC и Maersk Line. На его долю приходится 34% доставок. Ведутся переговоры о присоединении к альянсу морской линии Hyundai Merchant Marine.

Ocean Alliance, созданный в 2016 г., контролирует 26% контейнерного сообщения на маршруте Европа–Азия. В него входят COSCO Shipping Lines, Evergreen Line, CMA CGM и OOCL в рамках соглашения о распределении судов и мест на судах (слотов).

Именно в ответ на появление Ocean Alliance шесть контейнерных перевозчиков – Hanjin Shipping, Hapag-Lloyd, K-Line, MOL, NYK и Yang Ming – в прошлом году создали The Alliance. Вместе они контролируют 22% контейнерных перевозок.

Эти три альянса по состоянию на июль 2017 г. составляют 77,2% мирового контейнерного рынка и обеспечивают 96% всей торговли между Востоком и Западом.

Параметры контейнеров стали измеряться в футах после 1964 г. Тогда же были введены аббревиатуры TEU и FEU.

Twenty-foot Equivalent Unit (TEU) – это единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером. Используется в подсчете вместимости контейнеровозов, контейнерных грузопотоков и пр.

Fourty-foot Equivalent Unit (FEU) – единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 40-футовым контейнером, т.е. один FEU – это два TEU.

В международных морских перевозках грузов также используются термины FCL (Full Container Load) и LCL (Less Container Load). FCL – это отправка партии груза, которая занимает весь контейнер от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя. LCL – это отправка партии меньших размеров, недостаточной для полной загрузки контейнера. В этом случае отправка производится путем консолидации грузов от нескольких грузоотправителей в адрес нескольких грузополучателей в одном контейнере.

В настоящее время предлагается использовать для обозначения новых судов-контейнеровозов вместимостью более 18 тыс. TEU термин «megamax», а предыдущий термин «Ultra Large Container Vessel» (ULCV) относить к судам свыше 14 тыс. TEU.

Дмитрий Курочкин

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул.Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА КУРСЫ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif