• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Концепция развития логистической системы Республики Беларусь

09.01.2018

Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.12.2017 № 1024

КОНЦЕПЦИЯ

развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция развития логистической системы Республики Беларусь в период до 2030 года разработана в соответствии с основными положениями Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., одобренной на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 2 мая 2017 г. № 10), для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач комплексного развития экономики и эффективного продвижения товаров на международном и национальном рынках в период до 2030 г.

При разработке Концепции учтены основные тенденции развития, установленные в государственных программных документах на среднюю и долгосрочную перспективы, в том числе представленные:

в Государственной программе развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345 (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 07.05.2016, 5/42042);

в Стратегии инновационного развития транспортного комплекса Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной приказом Министерства транспорта и коммуникаций от 25 февраля 2015 г. № 57-Ц.

Развитие логистической системы Республики Беларусь основано на принципе преемственности задач и приоритетов, а также реализации планов, принятых:

в Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28285);

в Республиканской программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 560 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 5/42364).

Положения Концепции учитывают существующий опыт развития экономики государства на основе использования логистических подходов, а также современные тенденции развития международных экономических связей Республики Беларусь и роль всех основных участников на рынке товародвижения.

Целевыми ориентирами развития логистической системы Республики Беларусь к 2030 г. следует считать:

рост позиции Республики Беларусь в мировом рейтинге по индексу эффективности логистики LPI до уровня не ниже 50;

рост по отношению к 2016 г. объема логистических и транспортно-экспедиционных услуг в 2 раза;

увеличение доходов от транзита по отношению к 2016 г. в 2 раза.

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И УСЛОВИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Логистическую систему следует рассматривать как составную часть экономики Республики Беларусь, связанную с развитием логистических услуг, инфраструктуры и вовлечением предприятий в международные логистические схемы продвижения товаров на мировом рынке.

Объем логистических и транспортно-экспедиционных услуг в Республике Беларусь в 2016 г. составил 3,178 млрд. руб. (рост к 2015 г. – 140,8%), в том числе объем логистических услуг – 246,5 млн. руб. (рост к 2015 году – 157,2%), из них оказанных в транспортно-логистических центрах – 80,6 млн. руб., в оптово-логистических – 16,3 млн. руб., в других центрах – 1,4 млн. руб.

В Республике Беларусь функционирует 41 логистический центр, 30 из которых созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Восемь логистических центров являются мультимодальными, биржевыми складами располагают 3 логистических центра. Общая площадь складских площадей составляет 2175,5 млн. кв. м, что соответствует 410 кв. м на тысячу жителей страны.

Конкурентными преимуществами логистической системы Республики Беларусь являются:

наличие транспортных коммуникаций, обладающих значительной пропускной способностью в международном и республиканском сообщениях (сеть железных дорог – 5500 км, сеть международных автодорог – 3900 км и другое);

реализация современных технологий перемещения товаров, высокий уровень контейнеризации (ежесуточно пропускается до 10 контейнерных поездов с маршрутной скоростью 1200-1400 километров в сутки);

высокий уровень безопасности и сохранности перемещаемых товаров;

многовекторный характер экономических связей Республики Беларусь (доля товарооборота со странами Евразийского экономического союза – 49%, Европейского союза – 25%, Азии – 12%);

системный подход к развитию сферы логистических услуг и инфраструктуры, представленный в государственных программах (реализация за 10 лет двух специальных долгосрочных государственных программ).

Реализация программ развития логистической системы в Республике Беларусь позволяет поэтапно создать инфраструктуру логистических центров различных типов, а также развивать на предприятиях, оказывающих логистические и сопутствующие им услуги, необходимую емкость складских площадей.

В программах предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих улучшить качество обслуживания участников экономической деятельности на всех видах обеспечения логистических схем товародвижения: финансовом, тарифном, страховом, транспортном и других. Предусмотрено совершенствование правовых и экономических условий для эффективного использования транзитного потенциала Республики Беларусь в рамках Евразийского экономического союза, Восточного партнерства, соглашений с государствами-партнерами по внешнеэкономическому взаимодействию.

Позитивные изменения в деятельности товаропроизводителей Республики Беларусь, расширение внешней торговли, реализация программ развития Республики Беларусь позволяют перейти к комплексному вектору развития логистической системы Республики Беларусь: активной интеграции логистической инфраструктуры и предприятий в национальный и международный рынки товародвижения.

К основным факторам, замедляющим темпы развития логистической системы Республики Беларусь, относятся:

наличие отдельных препятствий по внешнему контуру товародвижения Республики Беларусь;

неконкурентные ставки логистических составляющих в цене товара (тарифы, арендные ставки складских помещений и др.);

недостаточный уровень присутствия 3PL- и 4PL-операторов на рынке логистических услуг;

недостаточность территориального развития логистических центров, количества складских помещений повышенного уровня, автоматизации складских процессов и вовлеченности логистических объектов в экспортно-ориентированные логистические схемы доставки;

наличие ограничений пропускных способностей объектов логистической инфраструктуры (складских помещений, таможенной и транспортной инфраструктуры);

неоптимальные схемы доставки товаров на рынке;

недостаточный уровень корпоративных объединений в однородной среде товародвижения.

Развитие логистической системы Республики Беларусь в соответствии с мировыми тенденциями требует создания и постоянного совершенствования необходимых правовых, нормативных, организационных, экономических, инфраструктурных и иных условий, позволяющих участникам рынка экономической деятельности получать необходимые услуги в процессе товародвижения.

Условия и тенденции развития международного и национального рынков определяют современные требования к логистической системе:

доступность для субъектов экономической деятельности товаропроводящих национальных и международных логистических систем, способствующих развитию производства и увеличению доходов от их деятельности;

консолидация логистических возможностей участников процесса товародвижения;

интеграция участников экономической деятельности Республики Беларусь в международные логистические системы;

сегментирование национальной логистической системы по видам продукции (товаров), перемещаемых на рынке товаров;

ускорение товародвижения в национальной логистической системе;

снижение совокупных издержек и получение синергетического эффекта за счет объединения экономических интересов участников в логистической системе.

Характер развития логистической системы Республики Беларусь определяется внутренними и внешними экономическими условиями.

Экспортно-ориентированный характер экономики Республики Беларусь и ее вовлеченность в международный рынок товародвижения требуют реализации системных мер развития национальной логистической системы и ее адаптации в соответствии с тенденциями мировой практики и международными требованиями.

Необходимость развития логистической системы Республики Беларусь обусловлена интеграцией страны в общемировые товарные потоки и повышением эффективности деятельности субъектов товаро-транспортного рынка и их конкурентоспособности.

Интеграция страны в общемировые товарные потоки определяет приоритеты развития логистической системы Республики Беларусь, направленные на повышение уровня развития логистической инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственное проследование товарно-транспортного потока через территорию страны и сопряжение с логистическими системами других стран (их экономических объединений).

Необходимость повышения эффективности деятельности субъектов товаро-транспортного рынка и их конкурентоспособности определяет приоритеты развития логистической системы, направленные на повышение доходности логистической деятельности и привлечение товаро-транспортных потоков к проследованию через территорию страны.

ГЛАВА 3

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ КОНЦЕПЦИИ

Целью Концепции является определение перспективных направлений в развитии логистической системы Республики Беларусь, обеспечивающих ее привлекательность для субъектов экономической деятельности, а также способствующих устойчивому экономическому развитию страны и удовлетворению потребностей в эффективном продвижении товаров на международном и национальном рынках.

Концепция направлена на решение следующих задач:

установление перспективных направлений совершенствования логистической системы Республики Беларусь путем создания благоприятных условий для ведения логистического бизнеса и оказания логистических услуг;

определение нормативно-правовых и экономических требований, способствующих вовлечению бизнеса Республики Беларусь в логистические схемы движения товаров;

разграничение полномочий и ответственности за развитие логистической системы, ее инфраструктурных объектов, схем продвижения товаров и иных составных частей;

формирование мероприятий по реализации Концепции.

В основу Концепции заложены следующие приоритеты:

обеспечение беспрепятственного товародвижения в логистической системе Республики Беларусь;

формирование условий для привлечения инвестиций в развитие логистической системы Республики Беларусь;

повышение конкурентоспособности экономики республики и расширение рынков национальных товаропроизводителей;

оптимизация совокупных затрат всех участников логистической системы;

обеспечение равноправных условий функционирования для всех участников логистической системы;

обеспечение целевых подходов государственного регулирования к развитию логистической системы на основе перспективных запросов товарного рынка Республики Беларусь и международной интеграции.

ГЛАВА 4

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Развитие логистической системы должно носить постоянный характер и иметь многовекторность сфер развития. Исходя из требований Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., экономика республики должна активно интегрироваться в мировую экономику, наращивая объемы экспорта и расширяя географию стран-партнеров.

Логистическая составляющая развития экономики Республики Беларусь связана с развитием следующих направлений:

консолидация государственного регулирования и предпринимательской инициативы в развитии логистической деятельности в Республике Беларусь;

актуализация в логистической системе Республики Беларусь принципов и правил международных организаций, способствующих вовлечению участников экономической деятельности в международный и национальный рынки товародвижения;

развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и национальном рынках товародвижения;

развитие инфраструктуры логистической системы и создание необходимых перевозочных ресурсов в соответствии с перспективным запросом рынка товародвижения.

Консолидация государственного регулирования и предпринимательской инициативы в развитии логистической деятельности предполагает решение следующих задач:

создание единой системы государственного регулирования логистической системы;

реализация принципа равных условий выполнения субъектами хозяйствования логистических услуг на территории Республики Беларусь;

систематизация работ по сертификации субъектов логистической деятельности (логистических операторов) в рамках национального законодательства;

создание национального центра и системы мониторинга национального и международного рынков товародвижения и логистических потоков для расширения рынка товаров и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности Республики Беларусь.

Актуализация в логистической системе Республики Беларусь принципов и правил международных организаций, способствующих вовлечению участников экономической деятельности в международный и национальный рынки товародвижения, предусматривает решение следующих задач:

имплементация международных правовых норм и правил в национальное законодательство, регулирующее логистическую деятельность;

внедрение в национальную логистическую систему лучших мировых практик управления товародвижением в цепях поставок;

стимулирование развития контейнерных перевозок, кооперации деятельности операторов логистических услуг и международных контейнерных перевозчиков;

разработка методологии показателей эффективности логистической деятельности и системы их учета;

гармонизация национальной правовой базы в области логистической деятельности с принципами и рекомендациями международных организаций, регулирующих отношения участников международной экономической деятельности (Всемирной торговой организации, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, Европейского союза, Евразийского экономического союза и других);

повышение уровня квалификации и сервиса в соответствии с международными стандартами и практиками.

Развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и национальном рынках товародвижения предусматривает решение следующих задач:

переход на электронные технологии документооборота по устойчивым цепям товародвижения в логистической системе;

формирование единой цифровой платформы логистической системы Республики Беларусь на основе интеграционного взаимодействия с международными информационными системами;

адаптация цифровой инфраструктуры транспортных коридоров с международными информационными системами;

унификация стандартов информационного обмена данных между участниками логистической системы;

использование электронных форм товарно-сопроводительных и коммерческих документов при международных перевозках грузов различными видами транспорта;

развитие системы электронной биржевой торговли в сфере оказания логистических услуг.

Развитие инфраструктуры логистической системы и создание необходимых перевозочных ресурсов в соответствии с перспективным запросом рынка товародвижения предусматривает решение следующих задач:

развитие объектов товаропроводящей сети и логистической инфраструктуры (в том числе логистических центров) в Республике Беларусь и за ее пределами с учетом экономически обоснованного их включения в национальные и международные цепи поставок;

формирование логистической инфраструктуры с учетом территориального развития объектов транспорта (железнодорожных станций, речных портов, аэропортов, терминалов), генеральных схем развития транспортных узлов и принципов интермодальности;

интеграция объектов инфраструктуры в существующие и перспективные международные цепи доставки, транспортные коридоры, глобальные интеграционные схемы товародвижения и развитие пропускных способностей логистической инфраструктуры исходя из тенденций развития экономики Республики Беларусь до 2030 г.;

развитие в логистических центрах и на предприятиях терминально- складской инфраструктуры для переработки контейнеров по мере роста контейнерных перевозок;

обеспечение комплексности развития объектов логистической инфраструктуры;

обновление транспортных ресурсов, соответствующих инновационным решениям, способствующим обеспечению уровня опережающего развития и реализации целей и принципов устойчивого развития, определенных Организацией Объединенных Наций.

ГЛАВА 5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Развитие логистической системы предполагает оптимизацию участия государства и субъектов экономической деятельности в формировании правовых, экономических и иных отношений на рынке товародвижения.

Эффективность государственного участия достигается посредством реализации функций:

1) государственного регулирования, предусматривающего:

создание среды наилучшего благоприятствования в международном сотрудничестве;

формирование национальных нормативных правовых актов, адаптированных к международным;

создание приоритетных условий для эффективной реализации логистической деятельности в Республике Беларусь;

формирование системы требований к осуществлению логистической деятельности на объектах инфраструктуры для всех участников рынка товародвижения;

2) государственного управления, предусматривающего:

поддержку инновационных технологий логистических схем доставки на рынке товародвижения;

поддержку инвестиционных проектов развития инфраструктуры логистической системы Республики Беларусь, способствующих росту объемов товародвижения;

поддержку проектов международной интеграции, способствующих росту услуг внешнеэкономической деятельности участников логистической системы;

стимулирование логистической деятельности за счет финансовых механизмов регулирования;

3) государственного контроля, предусматривающего:

совершенствование технических нормативных правовых актов, определяющих требования к осуществлению логистической деятельности и эксплуатации объектов инфраструктуры субъектов логистической системы Республики Беларусь;

контроль соблюдения международных и национальных нормативных правовых актов;

контроль осуществления логистической деятельности, лицензирования и сертификации;

контроль соблюдения требований эксплуатации инфраструктуры логистической системы, транспортных средств;

контроль профессиональной компетенции при реализации логистической деятельности и подготовки специалистов в области логистической деятельности.

Развитие логистической системы должно быть направлено на совершенствование всех ее функциональных компонентов. Исходя из этого, следует определить координацию государственными органами развития следующих компонентов логистической системы:

создание благоприятных условий для осуществления инвестиций;

противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке логистических услуг;

развитие адаптивного информационного пространства в логистических системах и создание технических условий перехода на электронные средства передачи данных субъектов логистической системы в цепях доставки товаров;

создание необходимых условий для развития пропускной и перерабатывающей способности инфраструктурных объектов, необходимых перевозочных ресурсов и условий для реализации эффективного процесса перемещения по территории Республики Беларусь и взаимодействия с инфраструктурой евразийского пространства;

актуализация содержания образовательных программ, направленных на осуществление подготовки специалистов в области логистической деятельности;

координация политики в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;

таможенное регулирование, направленное на ускорение товародвижения и упрощение осуществления таможенных процедур в логистической системе;

регулирование и совершенствование порядка осуществления пограничного контроля физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь;

совершенствование правовой базы в сфере логистической деятельности, стимулирование развития товаропроводящих сетей и их логистического обеспечения;

осуществление деятельности, способствующей развитию экспортно-ориентированных предприятий и созданию региональных логистических цепей жизнеобеспечения населения региона;

генерирование логистических схем доставки на рынке товародвижения, исходя из планов развития субъектов хозяйствования и реализации продукции на международном и национальном рынках.

ГЛАВА 6

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Развитие логистической системы Республики Беларусь осуществляется в зависимости от целевой модели субъектов экономической деятельности. Основными проектами, формирующими перспективную логистическую систему Республики Беларусь, являются:

1) развитие рынка логистических услуг, способствующего максимальной реализации принципа мультимодальности;

2) повышение транзитного потенциала путем вовлечения логистических операторов и инфраструктуры логистической системы Республики Беларусь в международные проекты рынка товародвижения, базовыми проектами из которых являются:

интегрирование логистической инфраструктуры и технологии в реализацию концепции «Один пояс, один путь»;

интегрирование в деятельность международных контейнерных операторов и реализация инновационных технологий в сфере контейнерных перевозок, в том числе пропуск контейнерных потоков в направлении Китай – Европейский союз – Китай по территории Республики Беларусь;

3) развитие трансграничного потенциала логистической системы путем интеграции с рынками Европейского союза; развитие функций логистического интегратора между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом;

4) интеграция в глобальные международные транспортные и логистические компании и вовлечение их в логистическую сферу экспортно-ориентированных товаропроводящих сетей. Базовым проектом является Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» с учетом позиционирования данного парка как опорной точки Экономического пояса Шелкового пути;

5) генерирование схем товародвижения на международном и национальном рынках экономической деятельности на основе интегрирования в товаропроводящие сети;

6) развитие логистических схем поставок на основе рынка товародвижения свободных экономических зон;

7) корпоративное объединение при создании региональных логистических схем товародвижения на основе взаимного использования складских помещений, иной инфраструктуры и транспортных средств;

8) развитие региональной системы сбыта транспортно-логистических услуг;

9) развитие международного сотрудничества между Республикой Беларусь и международными финансовыми организациями, ориентированными на участие в развитии логистической деятельности в Республике Беларусь.

ГЛАВА 7

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Концепция будет реализована на основе государственного регулирования экономической политики в области логистической деятельности и создания выгодных условий для привлечения инвестиций.

Инвестирование капитала в логистическую систему планируется осуществлять за счет средств самих субъектов экономической деятельности, инвестиционных и инновационных фондов, банков и иных заинтересованных лиц. Государство может участвовать в развитии логистической системы в различных формах сотрудничества с бизнесом, в том числе в рамках механизма государственно-частного партнерства.

Государство через государственные органы будет стимулировать участие субъектов экономической деятельности (в том числе иностранные предприятия) в логистической системе путем предоставления льгот, установленных в соответствии с законодательством.

Реализация Концепции направлена на получение следующих результатов:

создание логистической системы, соответствующей мировой практике логистического обеспечения рынка товародвижения и способной оказать необходимый объем логистических услуг на международном и национальном рынках экономической деятельности;

интеграция национальной логистической системы в международный рынок товародвижения и обеспечение внешнеэкономической деятельности субъектов Республики Беларусь;

адаптация инфраструктуры логистической системы и субъектов хозяйствования объемам национальной и международной экономики;

формирование экономической политики государства, способствующей развитию логистической системы, и содействие государственных органов осуществлению эффективной логистической деятельности на международном и национальном рынках товародвижения, повышению рентабельности логистической деятельности и ее доли в валовом внутреннем продукте.

Реализация Концепции будет осуществляться через систему мероприятий, включаемых в программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года, на основе предложений организаций, бизнеса, международных соглашений и иных программ и инициатив.

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif