• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Ответственность перевозчиков

08.02.2018

31 января вступили в силу изменения в КоАП Республики Беларусь, смягчающие ответственность, в том числе, при осуществлении международных автоперевозок в части введения оснований, исключающих административную ответственность при незначительном причинении вреда, а также снижения предела ответственности за нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.

1. Законом вводится условие привлечения субъектов хозяйствования к административной ответственности – причинение вреда. Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут отвечать за нарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, за налоговые и таможенные нарушения при наличии хотя бы одного из следующих условий (ч. 4 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона):

– если причинили или могли причинить вред жизни или здоровью граждан;

если имущественный вред составил свыше 40 базовых величин. Размер базовой будет определяться на день совершения правонарушения. Если такой день установить невозможно – то на день обнаружения (примечание к ст. 4.8 КоАП в ред. Закона);

– если стоимость предмета правонарушения (или сумма сделки, хозяйственной операции, совершенной с нарушением законодательства; сумма дохода, подлежащего конфискации) превысила 40 базовых величин.

В иных ситуациях к ответственности смогут привлечь только виновного работника организации. Однако есть и исключения, когда организация будет отвечать в любом случае. Например, по ст. 11.43 КоАП при нарушении порядка проведения внешнеторговых операций (ч. 4 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона).

При отсутствии вышеперечисленных условий наказание для индивидуального предпринимателя не выйдет за пределы, установленные для физического лица (ч. 1 ст. 4.8 КоАП в ред. Закона).

2.Исключено административное взыскание в виде конфискации за совершение субъектами хозяйствования правонарушений, предусмотренных следующими нормами КоАП:

– ч. 4 ст. 12.17 (приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка, т.е. без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов);

– ч. 5–7, 9 и 11 ст. 12.23 (нарушение порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий);

– ст. 14.2 (недоставка, выдача или передача без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них);

– ст. 14.3 (покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров);

– ст. 14.4 (нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС);

– ст. 14.5 (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров);

– ст. 14.7 (использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка).

Взамен конфискации в санкциях указанных норм установлен штраф, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения (от 10 до 50% от стоимости предмета правонарушения).

Согласно п.п. 1 и 4 ст. 10.27 ПИКоАП обращение в доход государства предмета административного правонарушения при не установлении лица, совершившего правонарушение, допускается только в двух случаях: если такое имущество запрещено к обороту и при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП (перемещение товаров через таможенную границу вне пограничных пунктов пропуска либо с сокрытием от таможенного контроля, т.е. с использованием тайников и других способов, затрудняющих их обнаружение).

Кроме того, из ст. 6.12 КоАП исключено примечание, запрещающее замену конфискации на взыскание стоимости в отношении административных таможенных правонарушений. Эта мера позволит при рассмотрении таких дел учитывать права и законные интересы собственников транспортных средств, которые осуществляют их передачу во владение и пользование иным лицам во исполнение гражданско-правовых договоров, например, по договору лизинга.

Дополнено примечание к ст. 14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) нормой, предусматривающей освобождение от административной ответственности за недекларирование (ч. 1 этой статьи) и недостоверное декларирование (ч. 3) товаров при условии, что субъект хозяйствования самостоятельно выявил такие нарушения, добровольно сообщил об этом в таможенный орган и исправил ошибку. Для закрепления процессуальных оснований освобождения от ответственности в указанных случаях ст. 9.6 ПИКоАП дополнена таким новым обстоятельством, исключающим административный процесс, как наличие оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части КоАП (п. 11 ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 9.6 ПИКоАП).

Предусматривается возможность частичной конфискации дохода за незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 12.7 КоАП в ред. Закона). Размер конфискации теперь может составлять до 100% дохода, полученного от такой деятельности.

3. Снижаются размеры штрафовпо многим составам правонарушений. Например, снижен предел ответственности за нарушение порядка участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (ст. 18.43 КоАП в ред. Закона). Так, в новой редакции КоАП за предусмотренное данной статьей нарушение определена административная ответственность в размере от пяти до пятидесяти базовых величин. Ранее за это административное нарушение был предусмотрен штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

4. Существенные изменения внесены в главу 18 КоАП «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

В статье 18.12 «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства» из правонарушений исключена часть 2 «выпуск в эксплуатацию техники с неисправными спидометрами руководителем и (или) иным должностным лицом государственной или иной организации, имеющей долю государственной собственности, или сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза)».

В статье 18.17. «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия» в части 1 изменен нижний предел штрафа (с трех до двух базовых величин) за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения.

Исключена статья 18.18. «Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения».

Отменены фиксированные размеры штрафа и установлены пределы размера ответственности по административным взысканиям, применяемым для правонарушений, указанных в статье 18.20. «Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При этом размер верхнего предела ответственности не превышает ранее установленную фиксированную величину штрафа по соответствующему правонарушению. Так, за эксплуатацию в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрено наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от десяти до пятнадцати базовых величин. Ранее за это правонарушение был установлен штраф в размере пяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – пятнадцати базовых величин.

За то же деяние в случае совершения дорожно-транспортного происшествия лицом, уполномоченным управлять таким транспортным средством, предусмотрено наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от пятнадцати до двадцати пяти базовых величин. Ранее за это правонарушение был установлен штраф в размере десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – двадцати пяти базовых величин.

За участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин. Ранее за это правонарушение был установлен штраф в размере двадцати базовых величин.

В статье 18.26 «Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок» некоторые, указанные в статье правонарушения, конкретизированы и дополнены. Так, формулировка правонарушения, указанного в части первой статьи дополнена условием, что правонарушением также является непредставление водителем, выполняющим международную автомобильную перевозку, информации о режиме труда и отдыха за установленный законодательством период времени.

В данную статью добавлено нарушение требований законодательства к использованию контрольного устройства (тахографа), которое может повлечь искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителя, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи, что влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

Формулировка правонарушения, указанного в части четвертой (ранее третьей) дополнена условием, что правонарушением также является нарушение предусмотренных законодательством сроков хранения информации о режиме труда и отдыха водителя.

Статья 18.42. «Осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения или управление транспортным средством без международного сертификата технического осмотра» разделена на два отдельных правонарушения с разными пределами размеров административных взысканий: одно за нарушение осуществления международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без разрешения на осуществление такой перевозки, другое – за нарушение осуществления такой перевозки без наличия действующего международного сертификата технического осмотра транспортного средства.

5. Расширен перечень правонарушений, по которым предусматриваются предупреждения.

Например, предупреждение вынесут за такое формальное нарушение, как просрочка представления налоговой декларации до 3-х рабочих дней (ст. 13.4 КоАП в ред. Закона).

6. Расширяется перечень обстоятельств, при которых деяние не считается административным правонарушением.

Так, не будет правонарушением невнесение или несвоевременное внесение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, если он не превышает 1% от уплаченных сумм за каждый календарный год. При этом вред государству надо возместить в течение 3 рабочих дней после подписания акта проверки. Это правило распространяется и на нарушения должностного лица организации (абз. 5 ст. 5.5 КоАП в ред. Закона).

7. Увеличивается число обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 7.2 КоАП в ред. Закона). При назначении наказания могут учесть 3 новых обстоятельства (п. 9-11 ч. 1 ст. 7.2КоАП в ред. Закона):

– добровольное прекращение противоправного поведения;

– добровольное сообщение о нарушении в орган, ведущий административный процесс;

– содействие в установлении необходимых обстоятельств.

8. Организации и индивидуальные предприниматели получили право на отсрочку (рассрочку) исполнения взыскания стоимости предмета правонарушения, его орудий и средств (ч. 1 и 2 ст. 14.7 ПИКоАП в ред. Закона). Отсрочка или рассрочка возможна как по инициативе органа, наложившего взыскание, так и по просьбе виновного лица. Раньше она предусматривалась только для штрафа или конфискации дохода (выручки).

Таким образом, после вступления в силу Закона существенно сократится сфера применения не только института конфискации, но и института обращения в доход государства имущества в случае не установления лица, совершившего правонарушение, – за правонарушения, связанные с осуществлением экономической деятельности (в области предпринимательской деятельности и против порядка таможенного регулирования).

Обращаем внимание, что Закон имеет обратную силу, поскольку смягчает ответственность и улучшает положение организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Он распространяется и на правонарушения, совершенные до 31 января 2018 г., по которым не исполнено постановление о наложении взыскания.

Светлана Маковская,

начальник управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации «БАМАП»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif