• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Оживление

28.08.2017

Рынок внешней торговли стран евразийского региона вступил в новую реальность. После периода ярко выраженной рецессии наметился рост грузопотока и повышение стоимости транспортно-логистических услуг. В Казахстане этот процесс пошел уже в прошлом году, в России, Беларуси и Украине – сравнительно недавно.

Дисбаланс спроса и предложения

Международный валютный фонд ожидает экономический рост в государствах СНГ на 1,7% в текущем году, и на 2,1% – в 2018-м. При этом предыдущий прогнозный показатель на 2017 г. был на уровне 1,4%. В Российской Федерации увеличение ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 1,4%, в Казахстане – 2,5%, в Украине – 2%. У Беларуси, по оценке МВФ, будет отрицательный показатель – минус 0,8%, но на 2018 г. прогноз для страны повышен до +0,6%.

С начала года объем импорта на автомобильном транспорте в страны ЕАЭС из государств Евросоюза в натуральном выражении вырос на 20,3% к аналогичному прошлогоднему показателю, на 8,1% увеличился объем экспорта. После кризисных лет, в течение которых сокращалось количество подвижного состава на международных направлениях, такой скачок привел к нарушению баланса между спросом и предложением на рынке транспортно-логистических услуг. А это первое, что позволяет перевозчикам поднимать цены на доставку грузов. По состоянию на май ставки фрахта в евро выросли на 25-30%. На направлении импорта увеличение ставок составило: из Германии – 20-25%, Франции – 20-24%, Италии – около 20%, Польши – 25-30%, Бельгии – 23-25%, Чехии – 30%. Поднялась и стоимость по доставке импортных грузов в дальние регионы РФ. Если раньше перевозка «за Москву» составляла примерно 0,55 евро/км, то теперь – до 0,85 евро/км.

Тенденции повышения

Эксперты выделяют следующие тенденции на рынке транспортно-логистических услуг, которые будут способствовать повышению ставок фрахта на международном рынке доставки грузов.

1. Уход европейских перевозчиков с направлений между СНГ и Европой на внутриевропейские направления. Причина этого в росте торговли внутри Евросоюза (достаточность спроса на услуги), более выгодная стоимость доставки на маршрутах (возможность увеличить пробеги для повышения заработка, средний пробег по Европе выше примерно на 20-30% по сравнению с рынком ЕАЭС), отсутствие таможни, минимизация технологических простоев. Не менее важную роль играет дефицит российских разрешений на международные перевозки «в/из третьих стран», непрозрачные и усложненные взаиморасчеты (в ЕС они оформляются только безналичным способом), высокие риски для владельца транспортной компании. Таким образом, вероятность снижения ставок за счет возврата этих перевозчиков на рынок ЕАЭС и, как следствие, повышение конкуренции – отсутствует.

2. Сокращение количества мелких транспортных компаний. В любом случае число предприятий, которые в период кризиса вышли из бизнеса и обанкротились, быстро не восстановится.

3. Отсутствие инвестиционных средств у транспортных компаний. Долгий период сокращения предложения грузов и снижения ставок при увеличении расходов (в первую очередь за счет роста цен на топливо, затраты на которое составляют 30-40% расходов), а также увеличение сроков оплаты услуг со стороны заказчиков привел к сокращению транспортного парка рынка ЕАЭС и его устареванию. На сегодняшний день отрицательная динамика сохраняется. Таким образом, транспортный парк резидентов ЕАЭС сократился, устарел и быстро не восстановится.

Здесь следует принимать также во внимание период реализации заказа при приобретении нового подвижного состава. У автопроизводителей средний срок составляет 6 месяцев, тогда как ранее был в пределах 3-4 месяцев. То есть, сроки пополнения парка новыми автомобилями даже тех компаний, которые найдут инвестиционные средства, сегодня значительно увеличены.

4. Усиление положения крупных транспортных компаний за счет сокращения игроков на рынке. Очевидно, что снижение конкуренции за счет сокращения участников ведет к возможности повышать стоимость услуг, особенно в ситуации увеличения спроса. Хотя уже в среднесрочной перспективе конкуренция между сильными игроками также может способствовать сдерживанию ставок на текущем уровне, если рынок станет более стабильным.

В новых условиях

За счет чего может восстанавливаться рынок транспортно-логистических услуг, и как вероятнее всего будут действовать перевозчики?

Первые и основные шаги очевидны – увеличение ставок и повышение требований к сокращению сроков взаиморасчетов. Хотя скачкообразного процесса здесь не ожидается – перевозчики тоже действуют осторожно и постепенно. Общая тенденция, скорее всего, сведется к тому, что условия будут выдвигаться со стороны крупных и средних транспортных компаний, предлагающих качественный сервис.

При стабилизации роста рынка начнется постепенное увеличение совокупного парка перевозчиков ЕАЭС за счет новых автомобилей, но рынок это почувствует в лучшем случае только в следующем году. Надо учесть еще и тот факт, что не только международный, но и внутрироссийский рынок транспортно-логистических услуг прогрессивно развивается и требует новые мощности.

Общий вывод – текущий уровень цен следует принять как новую реальность и, при необходимости, внести корректировки в бюджет на логистику. Оптимизировать логистические затраты бизнеса за счет снижения ставок на растущем рынке невозможно – это прямой путь лишиться транспорта и его гарантированных объемов. Но при этом всегда остается возможность поиска более выгодных логистических решений и схем доставки с помощью партнеров.

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул.Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА КУРСЫ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif