• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Пломбирование груза

09.01.2018

Гарантом безопасной транспортировки является пломбирование грузов.Применение и использование пломб при выполнении международных автомобильных перевозок с территории Республики Беларусь имеет некоторые особенности.

После тщательной проверки упаковки груза завершающим этапом является его пломбирование. С одной стороны, так спокойнее и отправителю, и получателю, с другой – значительно упрощается процедура получения на складе. Вплоть до непосредственной передачи товара получателю пломба должна быть нетронута.

Пломбирование груза играет важную роль при выполнении автомобильных перевозок по таможенной процедуре таможенного транзита, как способ идентификации товаров, обеспечивающий соблюдение данной таможенной процедуры.

Необходимо соблюдать определенные правила пломбирования груза, которые не всегда известны участникам перевозки. Данную процедуру следует рассматривать в следующих контекстах: пломбирование грузоотправителем для обеспечения сохранности в процессе доставки; наложение пломб должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения идентификации товаров, перевозимых под таможенным контролем. В обоих случаях преследуются общие цели: исключение доступа посторонних лиц, фиксирование фактов вскрытия грузового отсека транспортного средства, обеспечение сохранности в пути следования.

Пломбы изготавливаются таким образом, чтобы их снятие непременно приводило к оставлению явно обнаруживаемых как визуально, так и с применением специальных приборов и способов исследования следов. Конструкция однократных информационных пломб исключает возможность их повторного использования.

Вопросы, касающиеся пломбирования грузоотправителем, подробно изложены в законодательстве. В соответствии со ст. 44 закона Республики Беларусь от 14.08.2017 № 278-З «Об автомобильном транспорте» при использовании транспортных средств или транспортного оборудования с грузовым пространством закрытого типа (фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.) допускается автомобильная перевозка товара под пломбой грузоотправителя, о чем делается соответствующая отметка в транспортном документе (CMR-накладной).

Порядок пломбирования грузового отсека определен главой 5 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров от 30.06.2008 № 970. Пломбы налагаются на дверях фургонов, контейнеров; крышке люка и сливного отверстия цистерн; на стыках окантовочных полос или других точках упаковки грузового места.

Перед пломбированием контейнеров обе дверные петли (накладки) должны быть укреплены закрутками из проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250-260 мм. Закручивание проволоки должно производиться специальной металлической пластинкой с двумя отверстиями диаметром 6-10 мм, расположенными на расстоянии 35 мм друг от друга. При этом укрепление дверных петель или накладок проволочными закрутками должен произвести грузоотправитель. Для пломбирования могут применяться пломбы с камерой или двумя параллельными отверстиями, а также проволока диаметром не менее 0,6 мм. Свинцовые пломбы должны навешиваться на предварительно скрученную в две нити проволоку из расчета четырех витков на сантиметр длины. При навешивании полиэтиленовых пломб проволока может быть не скручена. Оттиски с обеих сторон пломбы должны быть читаемы, в случае обнаружения дефекта ее необходимо заменить.

Пломбирование кузова транспортного средства, контейнера, секции или отдельного грузового места не должно допускать возможности доступа к грузу и снятия пломбы без нарушения ее целостности.

Факт пломбирования отмечается в товарно-транспортной накладной (CMR-накладной). На пломбе отправителя должны быть указаны его сокращенное наименование и установленные им контрольные знаки. Опломбированный отправителем товар может выдаваться получателю без проверки массы и состояния, количества грузовых мест.

Теперь ответы на наиболее часто возникающие вопросы.

Могут ли пломбы, наложенные грузоотправителем, признаваться таможенными органами в качестве средств идентификации товаров?

Да. В соответствии с п. 3 ст. 109 Таможенного кодекса Таможенного союза в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, которые были наложены грузоотправителем товаров. Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 341 ТК Евразийского экономического союза.

Отличается ли от пломбирования товара грузоотправителем порядокналожения пломб на грузовой отсек транспортного средства международной перевозки, осуществляемый должностными лицами таможенных органов?

Наложение таможенными органами пломб на грузовые отсеки транспортных средств международной перевозки имеет более строгие требования.

Для доставки товаров под таможенными пломбами транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением определенных требований:

– таможенные пломбы должны налагаться простым и надежным способом;

– товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без оставления видимых следов вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей;

– отсутствуют потайные места, в которых товары могут быть спрятаны;

– места, в которых могут находиться товары, легко доступны для таможенного осмотра.

После завершения операций таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств сотрудник таможенного органа отправления накладывает пломбировочные устройства на запирающиеся узлы грузовых отделений, указывая число и номера пломбировочных устройств в транспортных, перевозочных и коммерческих документах (если таковые используются в качестве транзитной декларации); в графе Dтранзитной декларации; в графе 16 книжки МДП, используемой в качестве транзитной декларации.

При вскрытии грузовых отделений на стационарных пунктах таможенного контроля оформляется акт досмотра (с указанием вскрытия пломбы), который подписывает перевозчик и сотрудники таможенного органа. После завершения операций таможенного контроля сотрудник таможенного органа в присутствии перевозчика накладывает новые пломбировочные устройства с указанием сведений о них в транзитной декларации.

По прибытии транспортного средства в место назначения на въезде в зону таможенного контроля работник охраны проверяет наличие, целость и подлинность пломбировочных устройств, отражает факт наличия пломб в уведомлении о размещении транспортного средства в зоне таможенного контроля.

В процессе перевозки при таможенной процедуре таможенного транзита перевозчик обязан обеспечивать сохранность таможенных пломб и печатей.

Пломбы могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи доставляемых товаров.

Правила, касающиеся технических условий, применяемых к дорожным транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами, содержатся в Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.

Соответствие транспортного средства международной перевозки требованиям, допускающим доставку товаров под таможенными пломбами, может быть подтверждено заблаговременно путем получения свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами. Во всех ли случаях для выполнения доставки товаров под таможенными пломбами перевозчику необходимо заблаговременно получать такое свидетельство?

Нет. Заблаговременное получение свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки потребуется для перевозчиков, которые будут выполнять:

– доставку товаров с использованием статуса таможенного перевозчика;

– международные автомобильные перевозки с использованием книжки МДП.

Как видим, без наличия свидетельства о допущении транспортного средства к международной перевозке под таможенными печатями и пломбами указанные лица не могут выполнять международные автомобильные перевозки по системе МДП либо в качестве таможенного перевозчика.

***

В соответствии со ст. 14.13 КоАП Республики Беларусь изменение, удаление, уничтожение, замена средств идентификации, примененных либо признанных таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение или утрата средств идентификации, примененных либо признанных таможенным органом, влекут на перевозчика наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Рекламно-информационная группа
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif