• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

По товарному следу

09.01.2018

Внедрение механизма прослеживаемости товаров инициировано Евразийским межправительственным советом государств-членов ЕАЭС с целью контроля законности их оборота для взаимной торговли. Планируется сформировать условия, исключающие возможность использования субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, вовлечения товаров в нелегальный оборот.

Министерство по налогам и сборам Беларуси разработало проект указа о создании национальной системы прослеживаемости товаров. Согласно перечню, определенному Совмином, их оборот будет разрешен только при оформлении электронных товарных и товарно-транспортных накладных. За нарушение требования предполагается штраф в отношении субъектов хозяйствования от 30 до 80 базовых величин с конфискацией продукции и выручки.

Технология EDI

Работа по построению системы прослеживаемости товаров на рынке стран ЕАЭС началась в конце 2015 г. и продолжается до настоящего времени. Внедрение данного механизма, в первую очередь, обуславливалось вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию, что определяло значительные изъятия в отношении большой группы товаров, которые ввозятся на территорию страны по пониженным ставкам таможенного тарифа. Естественно, необходимо обеспечение контроля дальнейшего продвижения этих товаров по территории других государств-членов ЕАЭС для обеспечения защиты их экономических интересов.

В сентябре текущего года на площадке Евразийской экономической комиссии эксперты пяти стран обсудили итоги внутригосударственных согласований проекта соответствующего соглашения. Спустя несколько дней на деловой конференции в рамках Белорусской транспортной недели, проходившей в октябре в Минске, начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Лариса Михайловна Шибко проинформировала представителей бизнеса об основных аспектах механизма прослеживаемости товаров на рынке Союза. Основываясь на ее выступлении, мы сформировали краткий обзор основных вопросов.

Что подразумевает данный механизм?

Создание информационных национальных систем, в которых будут фиксироваться данные по подлежащим прослеживаемости товарам и совершаемым с ними операциям. Соответственно предусматривается обязанность субъектов хозяйствования предпринимательской деятельности передавать требуемую информацию, а также составлять определенные виды документов в электронном виде для обеспечения сбора необходимых сведений по прослеживаемым товарам в национальной системе. Закладывается механизм информационного обмена между странами ЕАЭС при осуществлении трансграничных поставок таких товаров из одного государства-члена на территорию другого, а также по запросам компетентных уполномоченных органов, если возникнет такая необходимость.

На первоначальном этапе ставится задача определения законности оборота ввозимых на территорию ЕАЭС товаров, предотвращение возможности уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. Возможно, в последующем будут наращиваться и другие задачи, допустим, по фитосанитарному, карантинному, другим видам контроля.

Какие рассматривались варианты при проработке вопроса создания национальной системы прослеживаемости товаров в Республике Беларусь?

Было три варианта построения системы с использованием информационной базы, где бы аккумулировались необходимые сведения. Первый – электронные счета-фактуры по налогам на добавленную стоимость, второй – электронные транспортные накладные, третий – маркировка контрольными знаками. При детальном изучении и анализе возможностей, масштабируемости, решения других задач наиболее удобным, комфортным и оптимальным, в первую очередь, для субъектов предпринимательства, которые должны будут выполнять дополнительные обязанности в связи с внедрением механизма прослеживаемости, был определен инструментарий по оформлению и передаче электронных товарно-транспортных и товарных накладных.

Электронный обмен данными (технология EDI) уже имеет многолетнюю практику использования в Европейском союзе. Она применяется и в нашей стране. Пока не столь масштабно, как хотелось бы, но с течением времени бизнес все равно уйдет в электронный обмен данными, потому что это удобно, быстро, позволяет избежать многих ошибок, предоставляет возможность обеспечивать необходимые дополнительные сервисы. Это естественная для предпринимателей среда, которая не насаждается сверху, а именно подстраивается под необходимые потребности. Задача государства в данном случае максимально безболезненно с минимальными затратами для субъекта хозяйствования собрать нужную информацию для выполнения своих международных обязательств.

Подразумевается формирование правового поля функционирования национальной системы прослеживаемости товаров, создание законодательной базы выполнения всех требований межгосударственного соглашения в рамках ЕАЭС. Проектный пакет нормативных актов Беларуси уже разработан, они прошли общественное обсуждение и предварительное рассмотрение заинтересованными государственными органами.

Не возникнет ли нестыковка инструментария системы прослеживаемости товаров между странами-членами Союза?

Обеспечение информационного взаимодействия с ЕЭК, а также в рамках рынка ЕАЭС предполагает предварительное согласование и обсуждение, а техническое сопровождение самого процесса особых проблем не составит. Безусловно, при построении глобальной системы будет решаться вопрос о работе на каком-то определенном инструментарии. Хотя, конечно, право любой страны-члена выбрать тот инструмент, который она может технологически, технически, законодательно обеспечить. Главная задача, чтобы каждый участник Союза создал национальную информационную систему сбора необходимых сведений о товарах, позволяющую осуществлять информационное взаимодействие с другой страной-членом по установленным единым форматам.

Несмотря на то, что в России достаточно успешно осуществлен проект по электронной маркировке меховых изделий, которая сочетает в себе и определенные элементы прослеживаемости, реализация национальной системы прослеживаемости товаров планируется на основе электронных счетов-фактур. На каждом этапе оборота субъекты хозяйствования будут вносить в систему информацию о том, кому они реализовали товар, по какой стоимости, другие характеристики.

Казахстан в рамках выполнения своих обязательств перед другими странами ВТО реализовал так называемый виртуальный склад. Это электронный учет товаров в информационной системе, который взаимодействует и с электронными счетами-фактурами, что также подразумевает элементы прослеживаемости движения товаров.

В целом же эксперты стран-членов ЕАЭС пришли к согласованному решению не обязывать всех, например, к электронным накладным, иным электронным формам документов. Каждая из пяти стран исходит из имеющихся возможностей и наработок.

Определены ли сроки внедрения механизма прослеживаемости товаров на рынке ЕАЭС?

Пилотный проект на территории ЕАЭС планируется в первой половине следующего года. Выход на постоянную основу по определенной товарной группе предполагается к окончанию 2018-го.

Финансовое бремя

Пользование национальной системой прослеживаемости возможно только на возмездной основе. В белорусском налоговом ведомстве считают, что предполагаемые траты не будут обременительными для бизнеса. В качестве ориентира будущих расходов МНС приводит нынешние цены на получение сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи. Стоимость его регистрации с выдачей носителя на два года составляет 78,74 руб. Получение легитимного GLN-номера для головного офиса на один год обходится в 90 руб., продление статуса зарегистрированного пользователя и права использования GLN стоит 45 руб. за год. Цена минимального пакета услуг EDI-провайдера – 12 руб., за создание и передачу каждой электронной накладной ТТН-1 взимается от 0,2 до 0,32 руб, ТН-2 – от 0,1 до 0,16 руб.

К обозначенным цифрам следует прибавить увеличение расходов предприятий на оплату труда персонала, ведь электронные накладные предполагают введение широкого спектра данных, а также дополнительное сервисное обслуживание компьютерной техники. Пока неизвестен перечень товаров, которые подпадут под действие системы прослеживания, нет и возможности оценить масштабы предполагаемых дополнительных расходов.

Таким образом, использование субъектами хозяйствования электронных накладных, с одной стороны, ускорит бизнес-процессы, сократит бумажный документооборот, с другой – потребует дополнительных расходов, и затратная часть увеличится. Эксперты придерживаются мнения, что если для крупных компаний переход на электронные накладные даст положительный эффект, то для среднего и малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей нововведение станет накладным, что может повлечь снижение конкурентоспособности и увеличение стоимости продукции и услуг.

Представители бизнеса предлагают для начала запустить национальную систему прослеживаемости в пилотном формате на два-три года, в течение этого периода отработать действенность, эффективность и прозрачность механизма, чтобы не повторять предыдущих ошибок, когда нововведение запускается в «сыром» виде, а потом в спешке регулируются выявленные на практике упущения.

Электронный документооборот

Дополнительной мерой создания национальной системы прослеживаемости является развитие в республике электронного документооборота на базе товарно-транспортных и товарных накладных. Это будет способствовать предотвращению «серого» импорта, повышению прозрачности движения товаров на территории республики и за ее пределы, и, как следствие, увеличению платежей в бюджет. Сбор необходимых для прослеживания сведений может осуществляться в рамках текущей деятельности субъекта на основе первичного учетного документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции и имеющего юридическую значимость.

При обороте отдельных групп товаров предусматривается введение обязанности субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей) по созданию товарно-транспортных и (или) товарных накладных только в виде электронных документов.

Функционирование национальной системы прослеживаемости будет обеспечиваться Министерством по налогам и сборам. При этом на Государственный таможенный комитет и EDI-провайдеров возложат ряд обязанностей по предоставлению в МНС необходимых сведений. Предполагается, что к двум существующим EDI-провайдерам – «Современные технологии торговли» и «Электронные документы и накладные» – добавятся еще пять, которые готовятся к получению аттестата оператора электронного документооборота в части электронных накладных.

Проектом указа, подготовленного МНС, предусматривается ряд товаров и случаев, в отношении которых не требуется обязательное составление и использование электронных накладных. Эти исключения касаются отпуска и получения товаров, не связанных с предпринимательской деятельностью, операций, которые осуществляются за счет государственных средств и которые нецелесообразно оформлять электронными накладными (безвозмездная помощь, спонсорство, иностранная безвозмездная помощь, экспонаты на выставках и ярмарках, государственные закупки и др.).

Нарушение EDI-провайдером порядка передачи, получения, проверки, хранения электронных накладных, и (или) непредставление в Министерство по налогам и сборам электронных копий электронных накладных повлечет предупреждение или наложение штрафа на EDI-провайдера в размере до двухсот базовых величин.

Оборот товаров, включенных в перечень, сведения о которых не переданы в установленном порядке в налоговые органы, запрещается. Таким образом, налоговые службы, имея полную информацию о товарообороте субъектов хозяйствования, смогут в любой момент сопоставить объемы производимых и ввозимых товаров с суммами уплачиваемых налогов.

В единых системах

В рамках Евразийского экономического союза помимо механизма прослеживаемости товаров предполагаются и другие общие системные ресурсы.

Решением Коллегии ЕЭК в страны Союза на внутригосударственное согласование направлено соглашение о единой системе идентификации участников внешнеэкономической деятельности. На основании сведений из национальной системы регистрации налогоплательщиков ЕЭК сформирует единый евразийский реестр уникальных идентификационных номеров. В сведения войдут данные о полном наименовании юридического лица или ФИО физического лица, являющихся участниками ВЭД, юридический адрес, информация о состоянии деловой активности (действующий, недействующий, ликвидированный), дата постановки на учет в налоговом органе, название уполномоченного органа государства-члена ЕАЭС, присвоившего идентификационный номер. Сбор, хранение и обработка всех данных будет осуществляться в электронном виде. ЕСИТС позволит повысить уровень таможенного контроля с одновременным существенным упрощением процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Сейчас в государствах ЕАЭС используются различные системы регистрации и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Армении – УНН (учетный номер налогоплательщика), Беларуси – УНП (учетный номер плательщика), Казахстане – ИН/БИН (идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер), Кыргызстане – ИНН (идентификационный налоговый номер) и ОКПО (общереспубликанский код предприятий и организаций), России – ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). Кроме того, применяются разные правила присвоения идентификационных номеров, которые имеют разную размерность (количество цифр).

Предполагается к подписанию соглашение о маркировке товаров унифицированными средствами идентификации. Информация будет вноситься в единый реестр, формирование и ведение которого закреплено за Евразийской экономической комиссией. Какие именно товары подпадут под его действие, какие сведения, в каком виде и в какие сроки предприятия и предприниматели, производящие или реализующие товары, подлежащие маркировке, должны будут передавать в компетентные органы своих государств – решится позже.

Требования к маркировке не будут распространяться на товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы Союза, или товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке. Кроме того, от маркировки «освобождены» пробы и образцы, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов ЕАЭС, товары, ввозимые организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации.

Целью внедрения системы маркировки контрольными знаками является защита рынка Союза от различных серых схем, подделок и контрафакта. Очевидно, данный механизм позволит проследить весь путь движения товара от производства до момента реализации. При этом, по мнению экспертов, система должна быть не только эффективной, но и удобной для покупателей, предпринимателей и государства, чтобы любой человек мог проверить товар с помощью современных устройств – компьютера, смартфона, иного прибора или устройства.

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif