• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Пользование контейнерами

09.01.2018

Практику применения терминов storage, demurrage и detention, обозначающих предоставляемые морской линией условия хранения и пользования контейнерами, должен знать каждый экспедитор, чтобы не попасть на штрафы.

Суть понятий

Storage (хранение) – плата за пользование инфраструктурой порта, когда груженый контейнер размещен на территории терминала. Для удобства она обычно взимается морской линией, которая, в свою очередь, рассчитывается с портом. Количество дней считается с момента выгрузки контейнера в порту до вывоза за его пределы (при импорте) или с момента размещения до погрузки на судно (при экспорте).

Demurrage (демередж) и detention (детеншен) – условия пользования контейнером. Оплата грузовладельцем за пользование контейнером (собственностью морской линии) «на суше». Демередж взимается за использование контейнера с момента его выгрузки с судна до вывоза из порта (при импорте) или с момента размещения груженого контейнера в порту до погрузки на судно (при экспорте). То есть база начисления такая же, как при расчете хранения, но конечный получатель платы за хранение – порт, а платы за демередж – сама морская линия.

Детеншен взимается за использование контейнера с момента его вывоза из порта до возврата порожнего/груженого в порт (при импорте/экспорте соответственно).

Все чаще встречается вариант комбинированного демереджа и детеншена (Demurrage & Detention Combined). При таком комбинированном варианте количество дней detention считается с момента прибытия в порт до возврата порожнего контейнера в порт (при импорте) или с момента забора порожнего контейнера в порту до его погрузки на борт судна (при экспорте).

На практике могут встречаться и другие подходы к начислению storage, demurrage, detention (зависит от страны и от линии). Например, время нахождения груженого на экспорт контейнера в порту линия будет называть просто storage, а время нахождения контейнера вне территории терминала под загрузкой – просто demurrage или просто detention. Как не запутаться? Нужно четко выяснить в местном представительстве морской линии принцип расчета периодов хранения и пользования.

Экономическая суть демереджа и детеншена состоит в том, что морская линия заинтересована в высокой скорости оборачиваемости своих контейнеров и стремится вернуть свое оборудование как можно скорее. Чем быстрее грузовладелец загрузит/разгрузит контейнер, тем быстрее контейнер сможет отправиться в следующий рейс с другим грузом и принести доход морской линии.

SOC-контейнер

Если для перевозки используется SOC-контейнер (Shipper Owned Container – контейнерное оборудование принадлежит отправителю, а морской перевозчик не имеет к нему никакого отношения), то демередж и детеншен не применяются, т.к. контейнер не является собственностью морской линии, начисляется только хранение.

Также, как правило, хранение в порту, демередж и детеншен не актуальны для грузовладельцев, когда перевозка осуществляется в составе сборного груза, если только не имела место существенная задержка в предоставлении документов на груз, из-за чего контейнер со сборными грузами не мог своевременно покинуть порт и быть выгружен на транзитный склад для дальнейшей доставки грузов автотранспортом. Вместе с тем, оператором сборного груза может быть выставлен счет за сверхнормативное хранение груза на таком складе (уже после выгрузки из контейнера).

СОС-контейнер

Иллюстрация расчета хранения, демереджа, детеншена СОС-контейнеров (Carrier Owned Container – контейнеры, которые являются собственностью морской линии) в порту назначения и в порту отправления представлена на рис. 1 и 2.

Для каждого порта у морской линии существуют стандартные условия хранения и пользования для импортных и экспортных грузов. Обычно их можно найти на сайте морской линии или уточнить в ее представительстве. Также они указываются в подтверждении букинга и в уведомлении о прибытии. Эти условия довольно редко меняются (раз в год и реже).

Бесплатные дни и ставки штрафов

Как правило, морская линия предоставляет некоторое количество бесплатных дней хранения и пользования, а если клиенту их оказывается недостаточно, начисляются штрафы по прогрессирующей шкале: чем больше «просроченных» дней, тем дороже каждый последующий. Иногда морская линия позволяет грузополучателю докупить нужное количество бесплатных дней в порту назначения для контейнеров, прибывших по контракту грузоотправителя, но это можно сделать только заранее, до вывоза контейнера из порта.

Если после разгрузки контейнер было решено загрузить другим грузом на экспорт, то отсчет дней пользования им для импортера заканчивается в тот момент, когда он передается «на баланс» экспортера.

Отметим, что даже если перевозку организует и оплачивает грузоотправитель, счет за сверхнормативное хранение и пользование контейнером в пункте назначения будет выставлен морской линией грузополучателю, если иное не оговорено заранее при размещении заказа на перевозку. Не имеет значения, по чьей вине произошла задержка: грузополучатель вовремя не подготовил деньги для проведения таможенной очистки или отправитель ушел в отпуск и «забыл» выслать документы на груз, без которых контейнер нельзя забрать из порта – линия получит оплату от грузополучателя, а он уже при необходимости должен будет выяснять отношения с грузоотправителем.

Условия хранения и пользования обычно не зависят от вида перевозимого груза. Неважно, находится в контейнере металл или заколки, цветные карандаши или духи – значение имеет только тип контейнера. Для опасных грузов иногда могут применяться более строгие условия хранения.

Если речь идет о нестандартном оборудовании (в первую очередь, это касается рефрижераторных контейнеров), количество предоставляемых бесплатных дней хранения и пользования будет меньше, а штрафы – выше по сравнению со стандартными контейнерами.

При формировании условий хранения и пользования морские линии учитывают соотношение экспортных и импортных грузов в регионе, расстояние от порта до крупных грузопотребляющих и грузообразующих городов, состояние наземной транспортной инфраструктуры и другие факторы. Например, при доставке грузов в более отдаленные регионы и (или) при использовании для этого железнодорожного транспорта может быть предоставлено большее количество бесплатных дней (иногда для этого требуется заблаговременно, при размещении букинга запросить у линии такую «льготу»).

Условия разных морских линий для одного и того же порта будут отличаться. При заключении контракта с морской линией, особенно при больших объемах перевозок, можно согласовать более выгодные условия, отличные от стандартных.

По умолчанию порожний контейнер нужно вернуть в тот порт, куда он прибыл. По согласованию с морской линией грузополучатели за дополнительную плату могут возвращать контейнеры в другие порты, куда осуществляет рейсы данная морская линия, или на терминалы морской линии, находящиеся в глубине материка (так называемые контейнерные станции), при их наличии. В таком случае пользование контейнером прекращается в момент его сдачи в согласованном порту или на контейнерную станцию. Это может быть выгодно, если эти объекты географически находятся значительно ближе к грузополучателю. Место возврата порожнего контейнера должно быть согласовано клиентом с морской линией заранее. Также контейнерные станции могут выдавать клиентам морской линии контейнеры под загрузку, если нужный тип есть в наличии.

Необходимо обращать особое внимание на количество предоставляемых бесплатных дней пользования контейнером и ставки штрафов, если речь идет о мультимодальной перевозке, в которой наземная доставка груза получателю осуществляется по железной дороге. Возможно, при планировании такой перевозки стоит выбрать морскую линию с более высоким морским фрахтом, но с лучшими условиями пользования: с учетом потенциальных штрафов это может оказаться дешевле. Например, «круг» Клайпеда – Минск – Клайпеда при доставке по железной дороге займет 15-20 дней.

Грузовладельцам и экспедиторам целесообразно самостоятельно контролировать период пользования по своим контейнерам и своевременно информировать перевозчиков о крайних сроках сдачи контейнеров в порт. Рассмотрим две ситуации. Они могут показаться надуманными, но такое действительно случается на практике.

Ситуация 1. Водитель контейнеровоза знает, что следующий рейс у него только через неделю и решает провести это время с семьей. Он оставляет машину с порожним контейнером на стоянке (или просто у себя под окнами) и собирается сдать контейнер в порт тогда, когда поедет туда забирать новый контейнер.

Ситуация 2. Грузополучатель забыл предоставить на железнодорожную станцию инструкции на возврат порожнего контейнера в порт. Он простоял месяц на железнодорожном терминале, пока от морской линии не пришел запрос о его местонахождении.

Результат обеих ситуаций одинаков – штрафы для грузовладельца за превышение бесплатного срока пользования контейнером. Своевременный контроль позволит избежать подобных неприятностей.

Расчет стоимости хранения и пользования

Рассчитаем стоимость хранения и пользования контейнером, прибывшим в порт Клайпеда. Морская линия предоставляет условия, указанные в таблице 1.

Таким образом, контейнер может бесплатно храниться на территории порта 10 календарных дней (с момента прибытия до вывоза из порта, storage). C момента прибытия до возврата порожнего контейнера в порт предоставляется бесплатно 21 календарный день (detention including demurrage time), а в случае вывоза контейнера по железной дороге – 28 календарных дней.

Пример 1. 40-футовый контейнер выгружен с судна 1 января. Получатель дает поручение своему экспедитору доставить контейнер автотранспортом на таможню в Москву 9 января (первый рабочий день после новогодних праздников в России). Для того, чтобы быть в Москве в нужный день, контейнер выехал из порта 6 января. Порожний контейнер был сдан в порт 17 января.

Расчет. Хранение (storage): 1–6 января – бесплатно. Итого штрафов за хранение 0 евро. Пользование (detentionincludingdemurragetime): 1–17 января – бесплатно. Итого штрафов за пользование 0 евро. Всего штрафов 0 евро.

Пример 2. 20-футовый контейнер выгружен с судна в порту Клайпеда 1 августа и должен быть доставлен грузополучателю по железной дороге. Грузополучатель не смог вовремя предоставить документы на контейнер, и вывоз состоялся только 1 сентября. Порожний контейнер вернули в порт 16 сентября.

Расчет. Хранение (storage): 1–10 августа – бесплатно; 11–30 августа – 5 евро в день (5 х 20 = 100 евро); 31 августа – 8 евро за день. Итого штрафов за хранение 108 евро. Пользование (detentionincludingdemurragetime): 1–28 августа – бесплатно; 29–30 августа – 16 евро в день (итого 32 евро); с 31 августа по 16 сентября – 30 евро в день (30 х 17 = 510 евро). Итого штрафов за пользование 542 евро. Всего штрафов 108 + 542 = 650 евро.

Если суммы штрафов за сверхнормативное хранение и пользование контейнером очень большие, можно попробовать получить у морской линии скидку. Иногда линия идет навстречу клиенту и уменьшает размер накопившейся задолженности.

Дмитрий Курочкин

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Рекламно-информационная группа
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif