• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Самый важный стандарт

13.11.2017

Директивой № 2014/47/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 03.04.2014 «О технической инспекции на дорогах коммерческих автомобилей, используемых на территории Сообщества, на предмет их пригодности к эксплуатации» устанавливаются минимальные требования для технического осмотра, единые для всех стран ЕС. 20 мая 2018 г. она вступает в полную силу.

Инспекция крепления груза

Для повышения безопасности дорожного движения и окружающей среды Директивой № 2014/47/ЕС устанавливаются минимальные требования для технического осмотра коммерческого автотранспорта. При этом важной частью осмотра является инспекция крепления груза, которую инспектор уполномочен провести согласно Приложению IIIс целью оценки достаточности крепления и его безопасности для дорожного движения, жизни, здоровья, имущества лиц, участвующих в дорожном движении, а также окружающей среды. При необходимости, он может провести тесты, чтобы удостовериться, что грузовые места при маневрировании, экстренном торможении или движении в гору не изменят положения относительно друг друга, бортов или пола полуприцепа, а также «не покинут грузового пространства транспортного средства».

Инспекция крепления груза может производиться в соответствии с правилами (где это применимо), стандартами (приведены в секции 1 Приложения III), если это не противоречит требованиям, предъявляемым к транспортировке определенных видов товаров, например, требованиям Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ):

EN 12195-1 – Расчет сил крепления

EN 12640 – Точки крепления

EN 12642 – Прочность частей кузова

EN 12195-2 – Натяжные крепления из искусственных волокон

EN 12195-3 – Крепежные цепи

EN 12195-4 – Крепежные стальные проволочные тросы

ISO 1161, ISO 1496 – ISO контейнеры

EN 283 – Сменные кузова (Swap bodies)

EN 12641 – Брезенты

EUMOS 40511 – Стойки

EUMOS 40509 – Транспортная упаковка.

Пунктом 7.5.7 ДОПОГ определено, что требования по обработке и укладке грузов считаются выполненными, если груз закреплен в соответствии со стандартом EN 12195-1:2010, который обязателен в 49 странах. Это государства-участники ДОПОГ и/или (а также) являющиеся членами Европейского комитета по стандартизации CEN (фр. Comité Européen de Normalisation) – международной некоммерческой организации содействия развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN). Географически они располагаются на протяжении 15 тыс. км от Марокко до Владивостока.

Руководящие положения по укладке опасных грузов содержатся в «Руководстве по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок», опубликованном Европейской комиссией. Соблюдение этих требований является обязательным и при внутрироссийских перевозках опасных грузов.

К обязательным нормативным документам при применении EN 12195-1 относятся следующие стандарты:

EN 12195-2:2000 – Устройства крепления груза на автомобильных транспортных средствах. Безопасность. Часть 2: Крепежные ремни из искусственных волокон

EN 12195-3:2001 – Устройства крепления груза на автомобильных транспортных средствах. Безопасность. Часть 3: Крепежные цепи

EN 12195-4:2003 – Устройства крепления груза на автомобильных транспортных средствах. Безопасность. Часть 4: Крепежные стальные тросы

EN 12642:2017 – Крепление грузов на автомобильных транспортных средствах. Конструкция кузова коммерческих транспортных средств. Минимальные требования

ИСО 7500-1:2004 – Материалы металлические. Проверка машин для статических одноосных испытаний. Часть 1: Машины для испытания на растяжение/сжатие. Верификация и калибровка силоизмерительных систем (ISO 7500-1:2004).

С появлением европейского стандарта EN 12195-1:2010 Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси было принято решение отказаться от устаревших Правил по безопасному размещению и креплению груза в кузове автомобильного транспортного средства (2005 г.) и вместо них принять в качестве национальных стандарты EN 12195-1, 2, 3, 4, EN 12640 и EN 12642. Но этого, к сожалению, пока не произошло. При том, что они переведены на русский язык, а в БелНИИТ «Транстехника» подготовлены проекты национальных стандартов с аналогичными ENномерами СТБ, которые одобрены (по информации института) всеми организациями, куда был направлен перевод. По нашим сведениям в настоящее время стандарты проходят нормативно-техническую экспертизу в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации (БелГИСС).

Всё ничего, если бы не одно «но». Перевод выполнен с польского языка, тогда как европейский стандарт существует в трех официальных версиях – английской, французской и немецкой. Сравнивая официальную «английскую» версию со сделанным переводом с польского языка, считаем, что необходима дополнительная языковая экспертиза, так как при переводе на польский и затем с него на русский язык было утрачено достаточно много важных моментов, а также проверка перевода техническими специалистами для выверки терминологии.

Безусловно, это требует дополнительного финансирования, поскольку влечет значительные трудозатраты широкого круга специалистов. Но это надо делать!

Сравнительные изменения

Представим наше видение основных изменений в стандарте EN 12195-1:2010 относительно положений предыдущего EN 12195-1:2003, опираясь на открытые источники.

1. Изменениезаглавия. «Load restraint assemblies on road vehicles – Safety – Calculation of lashing forces» замененона«Load restraining on road vehicles – Safety – Part 1: Calculation of securing forces». Новое название переводится как «Крепление груза на автомобильных транспортных средствах. Безопасность. Часть 1: Расчет сил крепления».

2. Отмена коэффициента передачи k, который, напомним, используется в белорусских правилах 2005 года выпуска. При расчете сил крепления груза к платформе коэффициент передачи k=1,5 при использовании одного приспособления предварительного натяжения и k=2 при использовании двух приспособлений предварительного натяжения.

3. Изменение коэффициента опрокидывания. В случае неустойчивости груза необходимо принимать во внимание опасность его опрокидывания. Ранее при неустойчивом грузе в расчетах применялся поперечный коэффициент ускорения Cy=0,7, сейчас он уменьшен до Cy=0,6.

4. Введение коэффициентов безопасности ƒs=1,1 и ƒs=1,25, а также коэффициента преобразования ƒµ=0,75 для трения. Введение коэффициентов безопасности для прижимного крепления кратко можно пояснить следующим. Замена динамического коэффициента трения на статический, отказ от использования коэффициента передачи и уменьшение коэффициента опрокидывания привело к резкому снижению требуемых прижимных средств для крепления при вычислении по формулам прижимного крепления, что не соответствовало подобному расчету другим методом. Для сближения результатов обоих методов потребовалось ввести увеличивающие коэффициенты в формулы нового стандарта под номерами с 9 по 17. ƒs=1,25 используется при расчете действия продольного ускорения 0,8 g, а ƒs=1,1 – при учете только поперечного ускорения 0,5g. Коэффициент преобразования ƒµ=0,75 для трения потребовался в связи с заменой таблиц с кинематическими коэффициентами трения (коэффициентами трения скольжения) на другие.

5. Придание Приложению B для коэффициентов трения µ статуса нормативного и пересмотр коэффициентов трения.

6. Внесение методов испытания для трения µ и проверка крепящих приспособлений.

7. Удаление разделения на коэффициенты трения покоя и скольжения из стандарта и введение коэффициентов трения µ в соответствии с Приложением B.

Количество прижимных средств крепления и рабочая нагрузка на средство крепления грузов рассчитывается по формулам, которые для удобства сравнения сведены в таблицу 1. Мы видим, что в EN12195-1:2010:

– коэффициент передачи kболее не используется, вместо него стоит цифра 2;

– применяется коэффициент трения µ, а не кинематический коэффициент трения µD;

– введен коэффициент (фактор) безопасности ƒs прижимного крепления.

Обратим внимание, что в английском варианте стандарта отсутствует понятие силы предварительного натяжения, поэтому, на наш взгляд, следует убрать это и из проекта СТБ в русском переводе.

Для визуализации изменений попробуем рассчитать количество требуемых прижимных креплений обоими способами.

Пример расчета сил крепления способом прижатия.

Требуется закрепить груз параллелепипедной формы массой m=2000 кг на прицеп с платформой из рифленого алюминия шириной 2,5 м. Размеры груза по длине – 4,5 м, ширине – 1,8 м, высоте – 1,2 м. Средство крепления – ремень с рабочей нагрузкой LC = 2500 даН, номинальная сила натяжения STF= 520 даН. Вертикальный угол 80o. Коэффициенты ускорения CX=0,8 и CZ=1,0. Схема крепления груза к платформе прицепа

Странно, что в примерах используются ремни с STF=520 даН, хотя более распространены ремни с гораздо меньшей STF. При ремнях с 250 даН для крепления устойчивого груза массой 2000 кг потребуется 9 и 5 ремней соответственно, т.е. новый стандарт требует прижимных ремней почти вдвое меньше, чем EN 12195-1:2003 и белорусские правила 2005 г.

Пусть никого не пугает усложнение формул. Существующие программы для смартфонов облегчают расчет как исполнителям крепления, так и проверяющим.

Готовность белорусских перевозчиков к предстоящим проверкам со вступлением в полную силу Директивы № 2014/47/ЕСочень важна, но ее невозможно обеспечить без скорейшего принятия соответствующего национального стандарта. Времени осталось очень мало.

Анатолий Шмелев, заместитель директора – старший эксперт ООО «Руссюрвей»

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА КУРСЫ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif