• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Весы не терпят суеты

04.09.2017

У российских международных перевозчиков около 30 тыс. большегрузных транспортных средств, на которых выполняется порядка одного миллиона рейсов в год. И если ранее тема превышения допустимых весовых параметров поднималась ими от случая к случаю, то сегодня она постоянно всплывает на всех уровнях. Наболело-накипело? Возможно. Но дело, думается, в другом – усилении контроля на российских дорогах, где увеличивается количество постов весогабаритного контроля, внедряется автоматическая фиксация нагрузок по осям и общей массе, действует система «Платон». Когда «обложили» со всех сторон – грузоперевозчики возроптали, и посыпались проблемные вопросы в Государственную Думу, правительство, министерства и ведомства. Там требования и предложения услышаны, рассматриваются, обсуждаются, но немедленного решения, на чем настаивают участники рынка, вряд ли получится – регулирование порядка осуществления весового контроля автотранспортных средств не терпит суеты.

«Бумажные» поручения

В общем и целом проблемы весового контроля грузового автотранспорта сводятся к нескольким основным аспектам. Это сокращение сроков оформления специальных разрешений, а также упрощенный порядок их выдачи при превышении допустимых параметров до 10%, погрешности измерительного оборудования, четкая регламентация процедуры весового контроля. В данном контексте упоминается и приложение 8 к Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, где определено, что во избежание повторных взвешиваний применяется Международный весовой сертификат транспортного средства: «Надлежащим образом заполненные сертификаты, принятые Договаривающимися сторонами, должны признаваться в качестве документов, содержащих достоверные данные о взвешиваниях, произведенных компетентными органами Договаривающихся сторон. Компетентные органы воздерживаются от требования проведения дополнительных взвешиваний, помимо выборочных проверок и контроля в случае предполагаемых несоответствий».

– Тяжеловесный подвижной состав международных доставок грузов имеет особую специфику, что предопределяет требования к нему при движении по дорогам, – отмечает заместитель генерального директора АСМАП России Петр Павлюк. – Порядка 30 тыс. грузовиков делают до одного миллиона рейсов в год, и от того, как строится работа, зависит бизнес. Большое количество поездок выполняется на страны Западной Европы, где нормативные весовые параметры выше российских. Заблаговременно получить информацию с терминала по загрузке – проблематично, а превышение допустимых норм на 200-300 кг уже предполагает наличие спецразрешения, согласование и получение которого занимает 10-14 дней, что практически сводит на нет мобильность автомобильных перевозок, обеспечивающих доставку в сжатые сроки.

Проблема весогабаритного контроля неоднократно поднималась в правительстве, Минтрансе, Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор), были поручения подготовить функциональные, технические требования по совершенствованию процедур оформления спецразрешений для перевозки тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования с сокращением срока их выдачи. Распоряжением правительства Минтрансу предписывалось разработать четкую систему контроля, внедрить сертификат качества. Ничего не реализовано.

Очередным федеральным законом предопределено разработать к 1 января 2018 г. упрощенную процедуру, которая бы позволяла выдавать специальные разрешения в течение трех часов. Перевозчики в ожидании означенного срока…

В конце июля Ассоциация «Грузавтотранс» (Центр объединения грузоперевозчиков) обратилась в Совет по противодействию коррупции, который возглавляет президент России, расследовать факты злоупотреблений в отношении грузоперевозчиков со стороны контролирующих органов. Члены объединения, а это свыше 50 компаний с общим парком несколько тысяч единиц автотранспорта, подчеркивают, что, несмотря на их неоднократные ходатайства в правительство, прокуратуру, Минтранс многие проблемы отрасли, связанные с весогабаритным контролем и работой специализированных штрафных стоянок, так и не решены. В частности, ассоциация выступала с инициативой отмены нормирования осевых нагрузок грузовых машин.

В письме отмечается, что перемещение транспортного средства из-за превышения весогабаритных параметров на специализированную штрафную стоянку регламентировано законами РФ, но при этом ни в КоАП, ни в профильных нормативных актах субъектов не предусмотрена процедура устранения нарушения на месте. В итоге помещение грузового транспорта на специализированные стоянки превратилось в «бизнес» дополнительного сбора денег с перевозчиков.

Члены Центра «Грузавтотранс» обращают внимание и на тот факт, что именно грузоотправители зачастую принуждают перевозчиков к превышению весогабаритных параметров, при этом реальных случаев их привлечения к ответственности за данное нарушение очень мало.

«Кривые» показатели

В настоящее время на федеральных трассах России действуют 54 стационарных (из них 35 в круглосуточном режиме) и 100 передвижных (из них 28 в круглосуточном режиме) пунктов весового контроля. Водители-международники сетуют на регулярные ошибки измерений весовых параметров, что приводит к разорительным штрафам, минимальный размер которых 150 тыс. руб. Есть случаи, когда расхождения по одной машине, проезжающей по двум регионам, достигают 20% в сторону увеличения общей массы. Особые претензии к «кривым» показателям весового оборудования, установленного в рамках государственно-частного партнерства, поскольку один из участников – коммерческая структура – заинтересован как можно быстрее «отбить» вложенные средства.

Очередные проблемы возникли с появлением на дорогах России систем автоматического весогабаритного контроля. Первые месяцы их эксплуатации, например, в Нижегородской, Калининградской, Саратовской области вызвали крайне негативную реакцию автоперевозчиков из-за большой погрешности применяемого оборудования, и сейчас в судах немало исков о неправомерном привлечении к административной ответственности.

– Причиной всему отсутствие нормативно-правовой базы в рамках выполнения данной программы, – считает заместитель генерального директора АСМАП П. Павлюк. – Необходимо разработать и утвердить порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, с применением автоматических систем. Кроме того, целесообразно внесение изменений в КоАП, чтобы административная ответственность увязывалась с допустимой погрешностью измерительного оборудования. Настораживает также отсутствие координации и единого порядка в вопросах рационального размещения пунктов весового контроля, что приводит к хаотичности их открытия в регионах. В целом же следует ввести мораторий на работу автоматических систем контроля до устранения имеющихся несоответствий.

По данным Федерального дорожного агентства за полгода эксплуатации пунктов контроля, работающих в автоматическом режиме, количество нарушений весогабаритных параметров в регионах, где они установлены, сократилось в разы. В перспективе автоматическим весовым контролем охватят всю федеральную дорожную сеть из расчета на каждые 100–150 км.

Директор Федерального казенного учреждения «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Росдормониторинг») Константин Угаров говорит:

– На федеральных трассах установлено 24 автоматических комплекса, а до 2020 г. их предполагается 387. Оборудование, средства измерения сертифицированы и поверены в Росстандарте, подтверждены необходимые метрологические параметры, связанные с измерительным процессом. Все комплексы объединены в единую информационную систему. Установленная погрешность – 5% по полной массе и до 11% по осевым нагрузкам – вычитается из измеренных величин конкретного транспортного средства в пользу перевозчика. Затем учитываемые показатели сравниваются с нормативными в соответствии с типом транспортного средства и установленными нагрузками на дороги. И только после превышения двухпроцентной допустимой величины транспортное средство сверяется на наличие специального разрешения. Причем весь процесс происходит в автоматическом формате.

С 2013 г. прослеживается тенденция снижения количества полученных спецразрешений на тяжеловесные и крупногабаритные перевозки грузов в международном сообщении, – продолжает К. Угаров. – В 2013-м в целом было выдано 80107, 2014-м – 61906, 2015-м – 34790, в прошлом году – 26081, из них 10397 – иностранным и 15684 – российским перевозчикам. Фактически чуть больше одного процента выполняемых российскими автотранспортниками доставок являются тяжеловесными. Когда была обеспечена возможность подачи заявления в электронной форме, АСМАП заверил, мол, международные перевозчики непременно ею воспользуются. В результате же в прошлом году по заявлениям, поданным через госпортал, оформлено лишь 31 разрешение, что составляет менее 0,2%, при этом всего лишь четыре члена АСМАП воспользовались такой возможностью. Между тем с 2018 г. электронная форма выдачи спецразрешений будет проводиться только для тех пользователей, которые подают заявления через госпортал услуг.

Мы отследили, как перевозчики соблюдают маршрутизацию, которая прописана при выдаче разрешения, – далее поясняет Константин Угаров. – Две трети (!) транспортных средств не были зафиксированы на автоматических пунктах весового контроля, которые размещены по пути следования (установленному маршруту). Перевозка отложилась? Или объехали, потому что при подаче заявления были заведомо обозначены недостоверные сведения по параметрам (?). Отклонение от маршрута – аналогично отсутствию спецразрешения и предполагает максимальный штраф. Что касается сроков выдачи спецразрешений, то учитывая федеративное построение, они у нас самые сжатые. В Германии, Франции, допустим, от двух до трех недель, в Швеции гордились, что сократили с 30 до 21 дня данный срок. В регламентирующих документах многих западноевропейских стран прописано, что процедура выдачи спецразрешения может занять «длительное время».

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко так комментирует мнение международных перевозчиков по поводу того, что системы и средства весогабаритного контроля оставляют желать лучшего:

– Соглашусь, есть вопросы, в том числе, к точности измерений системами контроля. Поэтому предусматриваются тестовые режимы к каждому в отдельности пункту. Автоматическая система позволит снять имеющиеся негативные моменты, связанные с человеческим фактором. Минтранс подготовил порядок установления постоянных маршрутов и организации выдачи специальных разрешений по упрощенной схеме в краткие сроки в случае, если осевые нагрузки по полной массе превышают допустимые не более чем на 10%. Принимаемые нормы будут инкорпорированы и к международным перевозкам.

Экспертная оценка

Для формирования единых требований к работе автоматических систем весогабаритного контроля российский Межотраслевой экспертный совет по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли в июне-июле провел сбор предложений от участников рынка, экспертов и всех заинтересованных сторон для последующего обсуждения в Минтрансе. Среди ключевых вопросов – принципы федерального и регионального распределения полномочий; условия и сроки тестового периода; перечень аргументов и согласованных доказательств, которые смогут предъявлять перевозчики в поддержку своей позиции при оспаривании вынесенных постановлений.

Межотраслевой экспертный совет по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли является общественным органом, призван сконцентрировать усилия ведущих профессионалов в области транспорта и логистики с целью консолидации и цивилизованного развития рынка, разработки и реализации инновационных решений. В его состав входят представители АСМАП, Центра объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс», Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР), Российского автотранспортного союза, специализированных научных институтов (НИИАТ и МАДИ), автотранспортных и логистических предприятий.

Помимо того, экспертный совет представил в Министерство транспорта свое видение порядка внедрения автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК) транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. В частности, предложено предусмотреть полномасштабный запуск АСВГК в режиме тестирования продолжительностью до трех месяцев, в течение которых:

– фиксация нарушений производится без фактического привлечения пользователей к административной ответственности – при обязательном адресном уведомлении о нарушении;

– будет испытана и отлажена процедура оспаривания вынесенных постановлений вплоть до принятия решения по ходатайству нарушителя;

– будет отлажена система своевременного оповещения как факта фиксации превышения весогабаритных параметров, так и наложения взыскания.

До полномасштабного запуска системы АСВГК считается целесообразным внести изменения в действующие законодательные акты, регулирующие вопросы весогабаритного контроля, с целью исключения существующих разночтений, которые служат основаниями для необоснованного выставления штрафов, а также установить единые требования к измерительному оборудованию, входящему в состав АСВГК, и к допустимой погрешности измерений, независимо от производителя.

Межотраслевой экспертный совет обратил также внимание на необходимость предусмотреть возможность:

– привлечения грузоотправителей (погрузчиков) к солидарной ответственности с грузоперевозчиком за нарушение весогабаритных параметров;

– оборудования стационарных постов для объективного контрольного измерения весогабаритных параметров и задержания нарушителей;

– отмены практики направления на штрафстоянки в пользу блокировки транспортного средства на месте задержания до момента устранения нарушения;

– снижения величины штрафов или их дифференциации в зависимости от степени превышения параметров;

– исключения ответственности за нарушение в случае превышения допустимых параметров по нагрузкам на оси до 10%, по габаритам до 5% при фиксации нарушений на АСВГК;

– обеспечения равных условий применения автоматизированных методов контроля для российских и иностранных перевозчиков.

Члены совета предложили создать четкую систему электронной маршрутизации и онлайн оформления спецразрешений по упрощенной процедуре для создания перевозчикам возможности проверки ограничений по планируемым рейсам и осуществления «предоплаты» возможных (в т.ч. непредумышленных) нарушений весовых ограничений.

***

В Минтрансе России согласны с необходимостью разработки принципов формирования системы весогабаритного контроля, в том числе, с применением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, подготовки нормативных правовых актов или изменений в действующие документы, регламентирующие эту сферу деятельности. Решено обобщить предложения перевозчиков и обсудить их с Федеральным дорожным агентством, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, другими причастными ведомствами.

В Департаменте транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии также держат «руку на пульсе» этой злободневной темы. Рабочая группа по подготовке «дорожной карты» реализации Основных направлений скоординированной транспортной политики ЕАЭС разработает Договор о максимальных массах, осевых нагрузках и габаритах автотранспорта международных перевозок при движении по дорогам, входящим в евразийские транспортные коридоры, а также порядку выдачи специальных разрешений, чтобы нивелировать имеющиеся разногласия в странах-членах.

P.S.

Минтранс подготовил проект федерального закона РФ о внесении изменений в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

Законопроектом предусматриваются единые требования для автоматизированных систем весогабаритного контроля на автомобильных дорогах в Российской Федерации, включая порядок организации работы пунктов, требования к размещению оборудования, осуществляющего измерение весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также перечень таких измерений с показателями точности.

В документ включены наиболее часто поступавшие предложения участников рынка. Среди них – внедрение системы оповещения водителей о выявленных нарушениях весогабаритных параметров по ходу движения, а также информирование о существующих местах (площадки отдыха, объекты дорожного сервиса), где водители смогут устранить нарушение и продолжить дальнейшее движение с соблюдением закона. Также предлагается установить порядок перемещения на специализированную стоянку и возврата автомобилей с учетом устранения выявленного нарушения.

***

20 июля вступил в силу 272-й приказ Минтранса РФ. Утвержден порядок выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в том числе по постоянным маршрутам, у которых масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей превышают более чем на 2% допустимую массу и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей.

Порядок регламентирует процедуры рассмотрения заявок, а также согласования, оформления и выдачи (отказа в выдаче) специального разрешения. Определено, что оно выдается подведомственными федеральному органу исполнительной власти уполномоченными организациями, на которые возложены функции управления федеральными автомобильными дорогами.

Спецразрешение выдается на срок до трех месяцев на одну или несколько поездок (не более десяти) по определенному маршруту с грузом, имеющим одинаковые характеристики (наименование, габариты, масса). Заявка подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченную организацию по месту регистрации заявителя, либо в случае ее отсутствия – в ближайшую уполномоченную организацию, расположенную на маршруте следования. Уполномоченная организация рассматривает представленные документы в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления.

Александр Луцевич

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул.Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА КУРСЫ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif