• Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Я б в водители пошел…

08.11.2017

Независимо от сферы деятельности любая компания стремится иметь на ключевых позициях квалифицированный подготовленный персонал. В транспортном предприятии международных перевозок, несомненно, это водители. На них ложится ответственность доставки за тысячи километров на дорогостоящей автосцепке дорогостоящего груза, решение возникающих в пути проблем, обеспечение безопасности на дорогах. Как распознать, подготовить, заполучить, привлечь и удержать таких профессионалов? Этим озадачено большинство руководителей-транспортников, и у каждого имеется свое видение кадрового вопроса. Каково оно, мы решили выяснить во время республиканского конкурса профмастерства водителей-международников, который в этом году проходил в Бресте на базе предприятия «Веставто».

Когда во время конкурса водители демонстрировали свое мастерство во всевозможных элементах вождения, со стороны всё выглядело эффектно и зрелищно. Но это соревнования, где допустимо «положить» ограничительную вешку, переехать линию остановки, не вписаться в габариты. В реальности же при погрузке-разгрузке, прохождении таможенных формальностей в пункте пропуска и других ситуациях промахи недопустимы.

Мастерство приходит с опытом, но прежде – нужны первичное обучение, начальные навыки, а порой и осознание себя в профессии, что сегодня обеспечивает налаженная с 2011 г. в десяти учреждениях среднего специального образования республики профессионально-техническая подготовка будущих водителей-международников. А еще – личный пример и в целом позиция руководителя компании.

Традиционно финальный этап конкурса профмастерства собрал на своей площадке немало директоров автотранспортных компаний, которые, как и участники, приехали семьями, с детьми, чтобы поддержать своих. На фоне происходившего действа темы разговоров сами собой сворачивали к профессиональной подготовке водителей.

– Самый важный вопрос – обеспечение полноценной сквозной подготовки водителя с прибытием его на конкретное транспортное предприятие, – делится своим видением директор ООО «ОстВестТрансКар» Вячеслав Ложечник. – Подготовка на базе белорусских колледжей и лицеев, скажем так, дает половинчатый результат: формируется довольно серьезная теоретическая база, проходит практическое обучение вождению по категории «С». Дальше же – наша задача сопроводить этого водителя до того момента, когда он получит требуемую для работы на большегрузных автопоездах категорию «Е».

По поводу действующей в Беларуси необходимости после получения прав «грузовой» категории отработать два года на внутреннем рынке на составах транспортных средств категорий «BE», «CE», прежде чем идти на международные автоперевозки, наш собеседник пояснил:

– Предприятия международных доставок грузов нередко выполняют и внутренние перевозки, где, собственно, молодой водитель и может начинать трудовую деятельность. А пока нарабатывается опыт, проходит обучение на категорию «Е», постепенно наступает и возрастной порог 21 год. Но важность задачи в том, чтобы как раз не потерять водителя с категорией «С».

По окончании колледжа выпускник достигает призывного возраста. Водители категории «С» востребованы в войсках. Так что впервые по-серьезному сесть в кабину грузового автомобиля он может в армии и именно там пройти подготовку для работы с автотранспортными средствами, управление которыми требует категории «Е». При достижении определенных договоренностей партнерство Минобороны и сферы международных автоперевозок могло бы быть взаимовыгодным. А вот когда такой водитель вернется из армии, тут уже дело за транспортниками поддержать его, обеспечить, удержать и «дошлифовать».

Вячеславу Ложечнику видится еще один аспект: на стадии выбора профессии помочь молодым парням осознать их внутреннюю готовность работать в международных перевозках, нужно некое ориентационное тестирование, позволяющее объективно оценить профессиональную пригодность. За последнее время в ООО «ОстВестТрансКар» были приняты пять выпускников по категории «С». Двоих призвали на военную службу, а трое, отработав год, признали, что ошиблись в выборе профессии.

Довелось услышать в Бресте и мнение директора ООО «МИЛайнТранс» Михаила Каптюга. Возглавляемое им предприятие сохраняет за собой звание «Лучший международный автомобильный перевозчик года» на протяжении вот уже пяти лет. В 2012-2015 гг. оно побеждало в подгруппе «до 10 единиц автотранспортных средств», а сейчас в новом «дивизионе» – от 11 до 50 автомобилей.

– Главное – разглядеть в работнике потенциал, – считает он. – Сначала я беседую с молодым водителем и если вижу, что он подходит – предлагаю показать водительское мастерство, и мы вдвоем садимся в кабину. Так постепенно и формируется мнение о будущем работнике. Стараюсь выискивать самородков в профессии, когда, например, 22-летний парень может оказаться лучшим на предприятии. Это не выдумка, а реальный пример.

Нечто особенное старается определить в своих работниках и директор ООО «Белтрансконсалт» Борис Шевчук, которому полгода назад присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Республики Беларусь», а возглавляемое им предприятие в 2016-м было занесено на Республиканскую доску Почета. Залог успешного поиска кадров руководитель видит в личных рекомендациях от сотрудников предприятия и их ответственности за того, за кого поручились:

– Кто привел молодого водителя, тот и готовит его к самостоятельной работе, выступает наставником, обучая всему, что знает и умеет сам. У нас образовалось своего рода профессиональное ядро из двух-трех десятков опытных и проверенных водителей, вокруг которых и сплачивается молодежь. Это также способствует стабильности ситуации с кадрами. Конечно, молодым водителям приходится объяснять, что работа в международных перевозках – это не столько «длинный рубль» и современная красивая машина, а прежде всего большая ответственность, ведь в одном лице водитель становится и экспедитором, и механиком, всего же набегает порядка восьми профессий. Плюс знание языка, умение обращаться с документами, грамотно проходить таможенные формальности.

Сейчас в ООО «Белтрансконсалт» присматриваются к возможности сотрудничества с учреждениями подготовки водителей в системе профтехобразования. По словам руководителя, парней будут принимать на производственную практику, и таким образом на предприятии поймут, какая именно работа необходима для того, чтобы выпускники белорусских колледжей и лицеев стали полноценными водителями, наращивали свое профмастерство в новом коллективе. На предприятии постоянно ищут новые эффективные методы работы с кадрами, потребность в которых день ото дня растет, ведь сегодня в автопарке 70 автосцепок, кроме того, идет подготовка к строительству сервисного центра грузовой техники.

Брестская компания «ИНЕТОЛ» нашла свой способ «вписаться» в требование о двухгодичном стаже. Руководитель частного унитарного транспортного предприятия Юрий Джанов рассказал:

– Вопрос решает созданное в РФ дочернее предприятие. В российском законодательстве нет возрастных ограничений по международным перевозкам. Молодые водители без опыта по категории «Е» проходят поэтапную стажировку: полгода механиками в «яме», потом выезды на внутренние линии и за рубеж, а по достижению «водительского совершеннолетия» они переводятся в Беларусь.

По словам Юрия Джанова это только начальный процесс и число подготовленных таким образом водителей невелико, но подход дает результат, так что «ИНЕТОЛ» намерен и дальше «ковать» свои кадры.

Внутренние возможности предприятия для решения вопросов профессионального уровня работников видит и заместитель директора ООО «Мобикар» Сергей Афонин, который на нынешнем республиканском конкурсе профессионального мастерства водителей-международников был заместителем главного судьи. Систему подготовки он разделяет на две условные части:

– Конечно, работники должны постоянно учиться. Но это не только «внешние» курсы, семинары, обязательная переподготовка. По моему убеждению, повышение общего уровня знаний должно происходить и внутри компании, на основе четкого взаимодействия между службами, при котором идет постоянный обмен актуальной и важной информацией. Скажем, водители или логисты могут не уследить за какими-то новшествами законодательства, но их в этом вопросе должны подстраховать те, кто по роду своей деятельности всегда в курсе таких изменений. Это можно назвать корпоративной ответственностью, когда каждый работник душой болеет за все, что происходит на предприятии.

На вопрос: «Что такое профмастерство и как оно оттачивается?», – директор СП «Курс» ООО Петр Андриевич, который в 2016 г. был удостоен премии МСАТ для руководителей автотранспорта высшего звена, ответил:

– Здесь очень трудно определить односложно. Ведь даже конкурс профмастерства состоит из многих этапов, каждый из которых по-своему значим. Прежде всего, это знание основ, в том числе, по системе МДП, правилам дорожного движения. Безусловно, важно экономичное вождение, поскольку навыки каждого водителя в отдельности отражаются на экономике всего предприятия. Без умения правильно парковаться и сдавать назад в ограниченном пространстве – никак не обойтись при погрузке-выгрузке или в пункте пропуска на границе. Водителю важно уметь быстро ориентироваться в сложных ситуациях и принимать адекватные решения. Ведь в пути он условно один. Таким образом, и стрессоустойчивость нужна, и способность предвидеть развитие ситуации. Многие вводные меняются постоянно, значит, водители должны успевать изменяться сами, повышать профессиональные умения, получать новые знания. Все это и складывается в понятие «профессиональное мастерство»…

Вячеслав Мильяненко

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Центр «БАМЭ-Экспедитор»

220030, Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 308А

Для писем:
220030, Минск-30, а/я 55

Бухгалтерия
(017) 327-53-17
(029) 106-87-30
_______________

УНП 190539181
ЗАО «МТБанк»
Адрес банка – 220007,
г. Минск, ул. Толстого, 10

– идентификационный код (БИК) ЗАО «МТБанк» (BIC SWIFT) – MTBKBY22

– расчетный счет
BY73 MTBK 30150001093300000511 (валюта счета – BYN)
_______________

ЗАПИСЬ НА КУРСЫ:

Минск, ул. Первомайская, 14,
офис 418
(017) 327-09-65
(029) 106-54-58
Факс (017) 327-53-17

Гродно
(029) 652-95-61

Витебск
(029) 106-62-74

Гомель
(029) 106-40-87
(029) 656-21-36
(232) 43-41-04
_______________

Редакция журнала «Компас экспедитора и перевозчика»
(017) 327-48-87 (факс)
(029) 669-20-68 (реклама)
(029) 169-69-82
(029) 169-69-26
_______________

E-mail: compas_baif@mail.ru

Skype: compas.baif